Дополнение к программе Х Недели — авторские семинары 01-02.07.2014 г.
Семинар 1.
«Архетипический анализ личности в танцевально-двигательной терапии»
Ведущий: Ильюкевич Игорь Петрович (г.Минск, Республика Беларусь).
Психолог, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт. Научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, преподаватель телесноориентированной и танцедвигательной терапии Белорусской академии последипломного образования. Член правления Британского психологического клуба. Член международной ассоциации ранних психозов (Сидней, Австралия). Член Белорусской ассоциации психотерапевтов. Член Восточно-европейской ассоциации арт-терапии.
На семинаре участники познакомятся с основными теоретическими принципами и техниками танцедвигательной терапии (5 ритмов, Body — джаз), системами архетипического анализа личности (сказочные и юнгианские архетипы), славянские тотемные животные и пр. Будет представлена колода архетипических карт психотерапевта Стивена Фармера.
Для каждого архетипа подобрано специальное музыкальное сопровождение. В результате чего в процессе танца формируется кинестетический опыт проживания смысловых метапозиций для каждого из архетипов, а так же интеграция на уровне телесных паттернов и расширение карты эмоций индивида. Принципиальное отличие заключается в телесном (а не в когнитивном!) проживании актуализировавшихся архетипов. Это позволяет определить субъективный опыт переживания различных архетипических состояний, познакомиться с индивидуальной ролевой картой на телесном уровне, получить доступ к информации бессознательного, обходя психологические защиты, и, в конечном счете, сформировать ресурс личности, позволяющий более широко реагировать на экстернальные компоненты окружающей действительности.
Семинар 2.
«Я и Другой: технология построения отношений методом песочной терапии».
Ведущая: Сакович Наталья Александровна (г.Минск, Республика Беларусь).
Ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Государственного учреждения образования. «Академия последипломного образования». Психолог-консультант в «SOS-Детская деревня» (Беларусь). Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член Белорусской ассоциации врачей и психотерапевтов, Российской Ассоциации арт-терапии, Сообщества сказкотерапевтов.
Песочная терапия (sandplay) связана с применением песка и миниатюрных объектов для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый потенциал она имеет в отношении построения отношений между людьми. Это связано с возможностью совместной игры на песке, осознании своих потребностей и потребностей другого, а так же проектирования с помощью миниатюрных объектов направлений взаимодействия.
С помощью предложенных на семинаре игр с песком, человек, выстраивающий отношения с другим или коллективом, может решить для себя следующие задачи: отреагирование негативных чувств и состояний, осознание собственных потребностей, осознание потребностей другого (коллектива), нахождение точек «пересечения» и возможностей договориться, построение взаимодействия с выходом на конкретные шаги по построению отношений и многое другое.
Как использовать поднос с песком и миниатюры, если ваши клиенты это мама (папа) и ребенок; мужчина и женщина; подросток и его класс, и все они хотят выстроить отношения с этими другими? Что вы можете им предложить сделать в короткие сроки? Как организовать процесс подобных игр на песке?
Семинар-практикум позволит получить конкретные навыки работы с данной авторской технологией. Что мы будем делать:
- Познакомимся с методом песочной терапии, ориентированной на построение отношений.
- Познакомимся с авторским опытом построения отношений в различных парах и группах методом песочной терапии.
- Освоим основные игры на песке, позволяющие осознать потребности в другом и выстроить с ним отношения.
- Проработаем в парах возможные варианты построения общего пространства «Я и Другой».
- Получим новый жизненный опыт.
Семинар 3.
«Методы арт-терапии в работе с проблематикой конфликта».
Ведущая: Лебедева Людмила Дмитриевна (г.Москва)
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Института позитивных технологий и консалтинга (Москва), автор более 180 научных публикаций, в том числе психологических бестселлеров «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» и «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии». Лауреат национального конкурса «Золотая Психея» (2007); дипломант II степени в номинации «Лучшая книга для практического психолога» II Всероссийского конкурса психологических изданий Министерства образования и науки РФ и Федерации психологов образования России в 2007 году.
Цель программы – повышение профессиональной компетентности специалистов в работе с проблематикой конфликта методами арт-терапии.
Данный курс включает основы классической арт-терапии и авторские разработки для теоретического изучения и практического освоения способов психологической помощи клиенту в острых конфликтных ситуациях, переживающему внутрипсихические и межличностные конфликты.
Содержание программы:
- Введение в психологию конфликтаАрт-техники: «Представление о конфликте»: работа со стимульным материалом (ассоциативные карты, фотографии); рисунок представлений о конфликте в малых группах; «Коллаж (история одного конфликта)».
- Арт-терапевтический процесс как средство проявления и разрешения внутрипсихических конфликтов. Арт-техники: «История одной обиды» (техника с использованием пластилина), авторская арт-техника «Линии конфликта». Расширение репертуара моделей совладаюшего поведения личности.Приемы осознанной самокоррекции негативных эмоциональных переживаний, оптимизация собственных чувств, отношений, поведения. Общие принципы и границы методов арт-терапии в работе с проблематикой семейных (и социальных, рабочих) конфликтов.
- Диагностический потенциал арт-терапевтических техник в исследовании склонности личности к конфликтным отношениям и поведению. Авторская проективная методика: «Рисунок семьи в образах цветов» и ее модификации (близкое окружение — социум в образах цветов).
Особенности арт-терапевтической работы с актуальным и латентным; острым и вялотекущим конфликтами. Моделирование реального конфликта художественными средствами для исследования и осознания своих чувств, конфликтных действий, поведения, отношения к конфликту и его исходу. Арт-техника: «Танец» и ее модификации с использованием фольги. Работа в малых группах – терапевтические истории с элементами трансформации негативных образов в ресурсные; позитивное самообещание; приемы, связанные с принятием ответственности. Авторская арт-техника «Путешествие по лабиринту актуальных переживаний».
Информация для участников. Каждому участнику потребуются:
1. ножницы для бумаги
2. для арт-техники «Танец»: природный, поделочный и декоративно-оформительский материал (ленточки, цветные салфетки, мягкая цветная бумага, бумажные бантики; засушенные цветы, сахар-песок, крупнокристаллическая соль, бисер, блестки, пуговки и тому подобное, что найдется)
3. флакон (тюбик) канцелярского клея и клеящий карандаш.
Семинар 4.
Обучающий тренинг «Поведенческие методы коррекции психологических проблем»
Ведущий: Котиленков Николай Николаевич (г. Смоленск)
Врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Медицинский психолог, бихевиорист. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры медицинской, общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета. Директор «Центра классического психологического консультирования и экспертизы». Ведущий независимый судебный эксперт-психолог.
Цель тренинговой программы: повысить качество предоставляемой психологической информации сотрудников в общеобразовательных учреждениях.
Задачи тренинга:
1. Обучить сотрудников бихевиористской методологии диагностики, консультирования и реабилитации учащихся.
2. Повысить эффективность общения специалистов с учащимися.
3. Научить формам «релаксационного» поведения.
4. Закрепить в практике систематическое применение полученных новых навыков.
Первый день (1 июля 2014г.)
Блок №1
1. Обучение основным видам поведения. Определение своей «поведенческой карты».
2. Отработка основных методик уверенного поведения.
3. Практическое воплощение в консультационно-коррекционном процессе расширения поведенческого диапазона специалиста.
Блок №2
1. Особенности мышления и поведения неуверенных в себе педагогов.
2. Факторы, приводящие к успешной корректировке неуверенных в себе лиц.
3. Нивелирование агрессии и неуверенности у учащихся и сотрудников с помощью поведенческих методов коррекции.
Блок №3
1.Методология комплексной презентации себя и своего учебно-коррекционного заведения.
2. Отработка навыков избирательной презентации своих личностных качеств, умений, а также своего окружения.
3. Поведенческая диагностика психических процессов и состояний. Области применения диагностики в образовательно-коррекционном процессе в школе.
4. Бихевиоральная терапия основных «школьных проблем» учеников и учителей.
Второй день (2 июля 2014г.)
Блок №4
1. Понятие «трудный ученик» с точки зрения психолога-бихевиориста.
2. Формы поведенческой работы с навязчивостями, фобиями, депрессиями, тревогой.
3. Деликвентность и девиантность с точки зрения поведенческого психолога. Методы коррекции.
Блок №5
1. Поведенческие паттерны речи. Отработка речевой конгруэнтности.
2. Поведенческие критерии релаксационной речи педагога.
3. Формирование навыков диалоговой релаксации аудитории.
4. Подавление негативизма, возбуждения и тревожности аудитории релаксационным поведением.
Блок №6
1. Проработка форм внушения в индивидуальной и групповой работе. Целевые показания в их применении.
2. Эффективность суггестивного поведения – корреляты.
3. Суггестивные методы в работе с учащимися.