Аннотации авторских мероприятий Х Недели психологии образования

Александрова Екатерина Александровна

Вариативность деятельности классного руководителя
в детско-взрослом сообществе

Сегодня преобразуется школьный мир, оставаясь при этом парадоксально неизменным.
Дети все более заявляют о своих правах на проживание своего возраста по законам Детства, и при этом демонстрируя свою взрослость в разнообразных ситуациях.
Взрослые все чаще и чаще теряются перед совсем недетскими аргументами, которыми дети объясняют свое поведение, те или иные поступки. Просто «нельзя» или «делать надо вот так» — на современного ребенка уже не действует…
Мы уже поняли, что дети – разные, имеют право на инаковость. Мы, взрослые, стали толерантным по отношению к ним. Но им этого мало. Им наша толерантность не то, чтобы не нужна. Она им безразлична. Они и не предполагают, что может быть иначе, так как мир воспринимают как сообщество разновозрастных людей (в интернете приучились).
Но, что важно, в реальности им нужны сами мы. И каждому ребенку мы нужны разные. Каждого из нас должно быть много разного для того, чтобы общаться с каждым из наших детей. И при этом каждый из нас должен быть неделимой целостностью, и именно внутренним стержнем этим привлекать в себе как всех наших детей, так и каждого из них в отдельности. Только в этом случае мы сможем придать смысл нашему с ними общению, подарить им счастье узнавания-принятия ценностей нашего мира, поддержать взросление – то, для чего мы, собственно, живем и работаем в школе.
Как в единицу времени быть одинаково-разным?

 

Александрова Екатерина Александровна

Разновозрастная встреча-событие: подготовка, проведение, рефлексия

«Мы такие разные…
Однако давайте понемногу, постепенно,
Мы – направо слева,
вы – налево справа,
чтобы встретится друг с другом непременно…»
Из выступления
новосибирской команды КВН,
начало 90-х гг.

Что мы делаем в школе с нашими детьми?
В жизни им нужна разность бытия, смена экспозиции, звукового ряда. Для взросления им нужны приключения, сюрпризы, споры, события. В школе мы даруем им монотонию «классных часов», до боли напоминающих уроки, с теми же персоналиями, теми же стенами и партами.
В жизни они живут в разновозрастном мире, в школе погружаются в одновозрастность.
В жизни им нужны встречи с разными людьми, чтобы через их смыслы найти свой – в школе они видят одних и тех же людей из года в год.
Кто может встретиться на уровне понимания смысла и ценностей деятельности в школе? Отцы и дети… Подростки и второклассники… Педагоги и ребята…
Дилемма встречи. Те, кто моложе, пытаются доказать, что они, молодые, – мудрее, умнее и нужнее. Те, кто постарше, умудренные опытом, спокойно смотрят на происходящее и думают — «и это пройдет…»
Потоки их мыслей и поступков сходятся и расходятся, но все равно они состоят практически из одних и тех же молекул, как дыхание двух людей в маленькой комнате. И комната эта — территория образования.
Они говорят при встрече, как две подруги после долгой разлуки, каждая, требуя внимания к своей персоне. Может быть, даже ссорятся, но, все же стремятся к новым и новым встречам. Потому что чувствуют: лучше старинной подруги их никто не выслушает, не услышит.
Можно ли создать в школе ситуации разновозрастных и разнособытийных встреч? Надо ли это делать? Если надо, то как?

 

Алехина Светлана Владимировна

Иллюзия инклюзии: готова ли школа учить всех?

Проблемная лекция посвящена актуальнейшей теме современных изменений в образовании — инклюзии.

С одной стороны, норма Закона об инклюзивном образовании, с другой стороны — реальная практика нашего образования.

Цель лекции – осмысление основных «барьеров» и ограничений отечественного образования, его ценностей и целей. Центральный вопрос лекции – трудности людей, участвующих в образовании и определяющих его качество, роль школьного психолога в этих изменениях.

 

Алехина Светлана Владимировна

Проектирование инклюзивной школы

Мастерская посвящена процессу проектирования инклюзивной образовательной организации. Будут рассмотрены основные шаги по построению инклюзивной школьной политики, культуры и практики. Каковы принципы, цели, ресурсы и «барьеры» в проектировании инклюзивного процесса в школе. Кто является участниками изменений и кто отвечает за результат?

Инклюзия – вызов! Готовы ли мы ему ответить?

 

Батракова Ирина Аркадьевна
Духовные и прагматические аспекты современного образования
Осмысление проблемы целостного образования как главного механизма формирования личности, имеющую собственную нравственно-гражданскую позицию, является особо актуальным в связи с общей современной тенденцией узкой специализации, прагматизации, утилитаризации и даже дегуманизации образовательных систем. Мы предельно проблематизируем ситуацию «общества потребления» (Ж.Бодрийяр) в контексте современных образовательных практик (в семье, школе, ВУЗе) и предложим варианты преодоления «одномерного человека» (Г.Маркузе) технократической цивилизации на основе творческого использования и развития в реалиях современного общества образовательных парадигм классической культуры. Внимание будет акцентировано на особенностях формирования духовных основ личности в образовательном процессе в условиях постиндустриального информационного общества.

 

Бондаренко Наталья Анатольевна

Как мотивировать ленивого ребенка?

Психологам и педагогам часто предъявляют запрос на работу с ребенком, который ленится. На мастерской мы подробно рассмотрим природу лени и праздности. Что кроется за ленью — недовольство и протест или блокада мотивации, или социальное явление (отчужденность и апатия)?

Определив, с чем мы имеем дело, мы поэтапно разберем методы работы с ленивым ребенком с учетом как возраста ребенка, так и природы его лени. Роль взрослого при этом будет разной в каждом конкретном случае. Также у вас будет прекрасная возможность прикоснуться к собственным переживаниям лени и праздности, исследовать свои установки в отношении лени, а также разобрать конкретные случаи.

 

Бондаренко Наталья Анатольевна

Новые стандарты качества образовательной среды ДОУ – с чего начать?

Новые стандарты качества образовательной среды коснулись сейчас всех, кто работает в дошкольном учреждении. Как соединить стандарты, новые образовательные программы и жизненные реалии конкретного детского сада?

На мастерской мы разберемся, что такое качество образовательной среды, какие стандарты ее определяют, и что уже сейчас можно сделать в своем саду. В свете конкретных новых образовательных программ, которые предстоит вскоре принять каждому ДОУ, мы рассмотрим самые разные стандарты качества образовательной среды. Более подробно будут представлены методики работы с воспитателями, которые направлены на повышение качества взаимодействия «взрослый-ребенок». Эти универсальные методики работы с качеством образовательной среды, представляющие новый подход, заданный ФГОСами, могут быть реализованы при работе по любой новой образовательной программе. Вам представится возможность провести анализ качества среды своего учреждения и непосредственно исследовать важные аспекты собственного взаимодействия с ребенком.

 

Ваккер Наталия Николаевна

Агрессия. Мы и наши дети.

Почему мы и наши дети бываем раздраженными, гневаемся и даже способны на ярость?
Какова природа и назначение агрессии? Какие виды агрессивных реакций бывают, и в чем их различия? Как определять «точку трансформации» агрессии? Какой может быть способ предупреждения трансформации агрессии из недеструктивного вида в деструктивный? Какие воспитательные стратегии должны выбирать в своей деятельности приемные родители, сталкиваясь с агрессивным поведением детей? Какие можно использовать методы для предупреждения трансформации агрессивных реакций воспитанников?
Найти ответы на эти и многие другие вопросы можно, приняв участие в нашей мастерской. Основной обучающий метод нашего занятия – решение ярких ситуационных задач (сase study).

 

Ваккер Наталия Николаевна

Замещающая семья: ресурсный и культурологический подходы

Мастер-класс направлен на приобретение знаний и навыков, которые позволят специалистам формировать элементы психолого-педагогической культуры замещающих родителей. Участники узнают, когда возникает замещающая семейная забота, какие ресурсы семьи актуализируются в этом процессе, что такое привязанность, как она важна для роста и развития их детей.
Слушатели научатся ориентироваться в потребностях воспитанников приемных семей, поймут то, как надо правильно их удовлетворять и как при этом помочь родителям построить счастливые отношения со своими приемными детьми.

Вачков Игорь Викторович

Использование притч в работе психолога

На мастер-классе будет представлена типология притч, используемых в психологической работе. Каждый тип будет проиллюстрирован конкретными примерами психотерапевтических притч.

Участники познакомятся со структурой терапевтической притчи и приемами создания притч под возникшую задачу, а также с правилами использования притч в разных ситуациях.

Итогом работы на мастер-классе станет сочинение собственных авторских притч каждым участником.

 

Вачков Игорь Викторович

Преподавание психологии в школе: цели, смыслы, возможности

На этой встрече вместе с другими слушателями можно будет задуматься над вопросом: нужно или не нужно преподавание психологии в современной школе? Будет возможность поспорить, высказать свою точку зрения. Будут представлены возможные способы и средства преподавания психологии в увязке с разными целями и задачами развития школьников. Будут рассмотрены формы преподнесения психологических знаний для разных возрастных групп, а также проанализированы возможности занятий по психологии для развития универсальных учебных действий обучающихся.

 

Вихрова Елена Евгеньевна

ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И ТОЧКА!

Нandmade-мастерская

Что такое праздник? Это радость и улыбки! Это общение и счастливые воспоминания! Это состояние души! Это хорошее настроение и подарки! Платон говорил, что праздников должно быть как можно больше — не менее 365 дней в году. Представляете, как много подарков мы можем получить и подарить!
На встречах в нашей handmade-мастерской мы будем развивать креативность и мелкую моторику, освоим азы скрап-букинга, свит-дизайна, изготовления бижутерии и мягкой игрушки!

 

Григорьев Дмитрий Васильевич

Педагогический нигилизм в малоуспешной школе

С начала 1990-х годов качественное образование в российских городах становилось ограничено-доступным для семей с низким уровнем доходов, почти целиком попадая в распоряжение высокоресурсных семей. Эти семьи своими вложениями (мотивационными и финансовыми) делали выбранные ими «сильные» школы ещё сильней, тогда как низкоресурсные семьи отдавали своих детей «куда возьмут». Даже в весьма благополучной Москве — по данным НИУ ВШЭ — около 40% граждан вообще не выбирали детям школы, то есть их дети шли в оставшиеся «слабые» школы, которые от этого становились ещё слабее. В этих школах постепенно деградировали, аннигилировались профессиональное педагогическое сознание и деятельность.

Сейчас набирает силу административное включение малоуспешных школ в состав образовательных комплексов, но преодоление педагогического нигилизма – задача не административная, а социально-психологическая.

 

Григорьев Дмитрий Васильевич

Проектирование и запуск детско-взрослых образовательных производств гуманитарной направленности

Проектная культура – часть производственной культуры. Сделав шаг в сторону освоения проектной деятельности, наша школа пока не сделала следующего шага – организации производственной деятельности в образовании. Потому и среди проектов (ученических и педагогических) столько имитаций и симулякров. Создание детско-взрослых образовательных производств (ДВОП) – это высокотехнологичный, наукоемкий процесс, но именно это позволяет рассматривать ДВОПы как принципиально тиражируемый продукт. Пока технические возможности большинства школ остаются скромными, стоит обратить внимание на гуманитарные детско-взрослые производства.

Григорьев Дмитрий Васильевич

Проектирование образовательных инноваций: уклады, которые нас определяют

История образования доказывает, что образование всегда на что-то похоже, оно всегда подражает другим институтам и практикам: армии, государственной службе, производству и т.д.

На наш взгляд, сложилось несколько очевидных образовательных укладов:

служебный — образование как служба, как поощряемое исполнение долга перед другими и обществом;
производственный — образование как производство, делание-созидание нового;
клубный — образование как досуг, свободное общение и игра;
учебно-академический — образование как учение-самодостраивание человека по высоким образам и образцам.
В этой связи проектирование образовательных инноваций гораздо больше, чем мы привыкли думать, сопряжено с инновационными процессами в сфере производства, досуга, служения и т.д., мы разберемся, как это можно учитывать.

 

Демина Екатерина Викторовна,
Абакирова Татьяна Петровна

Как сопровождать современного интеллектуально одаренного школьника? Риски и задачи развития.

Как помочь ребенку понять, сохранить и поддержать процессы становления своей индивидуальности, её качественного своеобразия? Как помочь осознать причины своей «непохожести» на сверстников: не только открыть, но и принять особенности своего развития? Как осознать имеющиеся риски в процессах социально-психологической адаптации и развития личности в целом, понять причины их появления и своевременно «усилить» свой психологический ресурс? Чем школа может быть полезна одаренному ребенку, и какие условия могут быть созданы в ней для его развития?
В образовательном учреждении необходимо проектирование психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и одаренных школьников. Эта работа, на наш взгляд, должна быть основана на принципах опережающего сопровождения.
Постановка индивидуальных задач развития современного ребенка-интеллектуала направлена на преодоление таких проблем специального обучения как: трудности самоорганизации деятельности в условиях интенсивной учебной нагрузки; склонность одаренного ребенка к изоляции и повышенной критичности в оценке поступков и действий сверстников; разница самооценки и уровня притязаний (переживание «звездной болезни»); трудности регуляции психоэмоционального состояния в ситуациях высокого умственного напряжения (олимпиады, турниры, конкурсы) и т.д.
На мастер-классе будет представлена технология организации психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и одаренных школьников среднего и старшего школьного возраста, которая основана на опыте реализации регионального проекта «Специализированные классы математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей Новосибирской области».

 

Дорофеев Даниил Юрьевич
Образ Учителя и письменности в европейской культуре

Образ Учителя традиционно связывается с книгой — носительницей знания. Но письменность не всегда была символом, главным механизмом и инструментом обретения знания, да и в наше время книга все больше отходит на второй, а то и третий план. Эволюция образа Учителя напрямую связывается с эволюцией форм образовательных коммуникаций, которую можно кратко сформулировать так: «от звука к цифре», то есть от устного общения учителя и ученика к цифровым электронным учебникам и дистанционным способам обучения, и эта взаимосвязь требует критического анализа. Кардинально менялось и понимание того, чему, как и зачем должен учит Учитель. Всё это и будет рассматриваться нами через разбор аутентичных материалов европейской культуры, например, изменение визуального образа Учителя, запечатленного в скульптуре и живописи. Также будет раскрыто историко-культурное своеобразие устной, письменной, печатной и цифровой (аудио-визуальной) составляющей в образовательных практиках, показано, что необходимо использовать в каждой из них, в каких границах и с какой целью для продуктивности современного образовательного процесса.

 

Дорофеев Даниил Юрьевич
Спонтанная личность: механизмы самообразования

Для современной педагогической, психологической и философской антропологии проблема спонтанности является одной из основных, ведь ее исследование помогает изучить генезис, механизмы формирования и особенности осуществления творческой личности. Будет представлено и обосновано понимание спонтанности как непроизвольного (дорефлексивного), но при этом упорядоченного, определенным образом организованного и структурированного творческого самовыражения личности, характеризующейся открытостью, неоднородностью, незавершенностью, решимостью и способностью вступать в диалог с Другим (Иным). В выступлении предлагается по новому взглянуть на актуальную взаимосвязь своеобразного «треугольника» – личности, спонтанности и творчества – в образовательном, психологическом и экзистенциально-повседневном аспектах. Так, будет проанализирована личностная составляющая спонтанности речи (феномен «хезитации), спонтанности творческого поиска (феномен интуиции), спонтанного самоопределения и самополагания (феномен автономности и суверенности), спонтанного самообучения (феномен игры) и т.д.

 

Журин Юрий Николаевич

Плейбек-театр как технология в образовании

Более 40 лет назад появился Playback-театр, рожденный на стыке искусства и психологии. Это уникальный метод интерактивного импровизационного театра, в котором нет сценария, а есть личные истории зрителей, которые играются спонтанно актерами на сцене.
Цель мастерской — познакомить участников с базовыми техниками и принципами playback-театра, представить уникальный опыт осмысления своих историй по-новому.

На мастерской участники в течение нескольких дней:
 Получат опыт сценической импровизации и узнают о принципах игры историй в жанре playback-театра на сцене.
 Получат информацию о способах применения playback-театра в социальных и творческих проектах с различными сообществами.
 Смогут расширить репертуар активных методов работы с группой.

Мастерская будет полезна: психологам, педагогам, социальным работникам, использующим активные формы работы с молодежью, а также всем, кто хочет внести творчество в свою личную жизнь и работу, научиться импровизировать, узнать что-то новое о себе и историях, которые окружают нас.

 

Журина Лидия Александровна 

Создание тренинга: от идеи до сценария

Бывает, что тренинг представляет собой процесс без определенной цели. Когда нет сформулированного результата – конкретного и измеримого, — невозможно правильно выбрать содержание и методы работы, так как нет критериев отбора: какое содержание или какой метод в конкретном тренинге «правильный» или «неправильный».

Таким образом, первоначальное формирование результата – это ключ к проведению тренинга. Именно в этом случае все этапы подготовки, проведения и анализа программы, все методы обучения «прикладываются» к этой цели, и тогда содержание и методы подбираются для наиболее эффективного решения поставленной задачи.

На мастерской мы возьмем за основу актуальные запросы участников, которые бывают/есть в их практике, и именно под эти запросы разработаем тренинги.

 

Журина Лидия Александровна 

Учим говорить: коммуникативные тренинги для старшеклассников

Часто бизнес-организации сталкиваются с тем, что новые молодые сотрудники, вчерашние школьники, не обладают коммуникативными компетенциями, необходимыми для работы. Чтобы сотрудники умели эффективно общаться с клиентами компании, необходимо для них организовывать специальное обучение, тренинги.

На мастер-классе мы рассмотрим, чему бизнес обучает своих молодых сотрудников, какие коммуникативные дефициты устраняет. И как на примере этого можно построить коммуникативный тренинг в школе.

 

Иванова Татьяна Владимировна,
Пикус Ирина Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено

На мастерской мы хотим поделиться своим педагогическим и организаторским опытом. В большой школе-новостройке не всегда администрация точно знает, кто в следующем году будет классным руководителем у 5-х классов. Каждый август приходят новые педагоги. Они не успевают предварительно познакомиться с детьми, посетить уроки в 4-х классах — как было бы правильно и хотелось бы, — а сразу начинают работать с уже пятиклассниками.
Для ускоренного знакомства и адаптации нового учителя и класса существуют специальная технология. — Выход есть!
На основе своего школьного опыта мы расскажем о реализации программы «Школы социального успеха» и воспитательной программы «Лидер», о ежегодном популярном «Фестивале успеха» для детей и взрослых.
Предложим на обсуждение карту «Путь к успеху», которую классный руководитель и психолог заполняют на выпускников начальной школы.
Посмотрим видеоматериал, где учителя школы рассказывают о применении данной карты.
Участники мастерской получат свои карты «Путь к успеху».

 

Изотова Юлия Александровна

Индивидуальные профессиональные программы и траектории педагогических работников: создание, реализация, оценка результативности

Потребность выстраивать свой профессиональный путь, использовать многообразие ресурсов, самому анализировать эффективность реализации профессиональной траектории развития — тема сама по себе не новая. Однако не случайно в массовой практике управление своим развитием вызывает множество вопросов и запросы к технологизации этой работы. У педагогических работников чаще мы наблюдаем движение «по течению» или при поддержке «пинков» и других стимулов.
Так что же не срабатывает само по себе, и есть ли искусственные средства, которые могут здесь помочь? Как сделать не только и не столько первый шаг в этом направлении, а обеспечить энергетику второго шага, войти в управляемое, активное рефлексивное движение по реализации индивидуальной программы профессионального развития?
На проблемной лекции мы будем обсуждать реальность в создании и реализации индивидуальных программ профессионального развития.
От мотивов до мотиваторов.
От оснований до средств.
От условий до принципов.
От замыслов до опыта.

 

Изотова Юлия Александровна
Кобыща Елена Игоревна

Личностно-ресурсное картирование как средство управления профессиональным развитием в ситуации неопределенности и многозадачности

Мы приглашаем Вас познакомиться с картированием как новым понятием; личностно-ресурсным картированием, как новой технологией; осуществить пробу, нацеленную на объективацию субъективной реальности и расширения Вашего ресурсного видения.
Мастер-класс по личностно-ресурсному картированию – это возможность не только познакомиться с новой технологией, работающей с субъектностью, субъективностью и ресурсным видением, но и реальная практика работы над выстраиванием своей индивидуальной программы профессионального развития. Вы, конечно, не сможете в режиме мастер-класса полностью построить личностно-ресурсную карту или создать план профессионального развития, но основа, созданная на мастер-классе, может стать реальным опорным шагом в этой работе.

 

Ильюкевич Игорь Петрович

«Танец Линии Жизни» — танцедвигательная терапия

Одним из основных принципов работы на данном мастер-классе является полусуггестивное погружение в фиксированные переживания прошлого опыта клиента (Вас), которые актуализируются с помощью специальных когнитивных техник и побуждающего музыкального сопровождения. Работа со значимыми возрастными периодами клиента, погружение в эти периоды.
На каждом этапе своей линии жизни клиент создает неповторимый танец-проживание, двигаясь, таким образом, в Точку Рождения. После чего происходит формирование ресурсного состояния, необходимого для проживания-устранения негативных переживаний и продвижение в обратную сторону, в результате чего все события ассимилируются и интегрируются в точке «здесь-и-сейчас».
В начале мастер-класса будет проводиться специальная разминка в формате техник танцедвигательной терапии.
Методика уникальна тем, что ее можно использовать для любой группы клиентов. Она является весьма эффективной в работе с зависимостями, тревожно-фобическими и депрессивными расстройствами личности, ее можно использовать как способ личностной интеграции бессознательных механизмов и просто как один из способов знакомства с собственным «Я».

 

Ильюкевич Игорь Петрович
Профилактика синдрома эмоционального выгорания методами телесноориентированной терапии
Одними из определяющих аспектов синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) являются физические симптомы тела человека. На мастер-классе участники познакомятся с основными характеристиками стрессовых состояний, категориями стрессоров, картографией человеческого тела в контексте подавленных эмоциональных переживаний.
В практической части участникам мастер-класса будет предложен широкий набор приемов для снятия нервно-мышечного напряжения, профилактики стрессовых состояний, а так же отреагирования подавленных эмоций с помощью методов телесноориентированной терапии.

 

Кирюшина Елена Александровна,
Мухаматулина Анна Анваровна

Настольные психологические игры для работы с эмоциями: «Семейка Гномс и другие»
Это будет необычный мастер-класс — мы с вами будем играть!
В настольную игру. Вернее, в несколько вариантов настольных игр, хранящихся в одной коробочке с названием «Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития детей и взрослых».
Всем очевидно, что эмоциональную сферу ребенка нужно развивать, а взрослым полезно напоминать о том, что она у них есть. И у окружающих тоже. Про это есть много теорий и много книг. Но мы решили создать игру – такую, чтобы в ходе нее все участники – и дети, и взрослые — обратили внимание на привлекательный и пугающий мир эмоций. Для начала неплохо просто подумать о том, какие вообще бывают чувства. Ну а потом пособирать их в семейки, пораскладывать по степени интенсивности… Не будем заранее раскрывать секреты!
На нашем мастер-классе вы:
1. Поиграете в настольные игры, специально созданные психологами для психологических целей.
2. Увидите новые возможности работы с эмоциональной сферой детей и взрослых.
3. Сможете поделиться своими представлениями о возможностях настольных игр и поделиться опытом полезного и профессионального «играния».
4. Получите удовольствие  !

 

Кобыща Елена Игоревна

Образовательное путешествие как средство обретения образовательной мобильности, культурной грамотности, индивидуальной истории

История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. Так в средние века в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века посещение памятников великих цивилизаций становится одним из условий признания положения молодого человека в обществе: в путешествие, длившееся по 2 — 3 года, он отправлялся в сопровождении наставника.
В XX веке, в 1995 — 1996 гг. небольшой проектной группой специалистов в рамках деятельности Международной Гуманитарной Школы Свободного университета «Эврика» была предпринята попытка объединить в новой технологии две давних традиции: тьюторства и образовательных путешествий.
Концепция технологии образовательного путешествия основывается на ценностях открытого образования:
• образовательной мобильности,
• культурной грамотности,
• индивидуальной истории,
• является ответом на вызовы нашего времени.
Сегодня привязанность к учебному учреждению, установка на получение знания от учителя, предметный подход к узнаванию мира становится тормозом в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы.

 

Кобыща Елена Игоревна

Сопровождение и Сопровождение. Движение к Норме или создание Нормы

Понятие «сопровождениe» сегодня широко распространено в разных практиках работы с людьми.
Устойчивые словосочетания с понятием «сопровождение» — это: «социальное сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «тьюторское сопровождение», «сопровождение семьи в трудной жизненной ситуации», «юридическое сопровождение» и др.
Каждое из них может быть описано через систему действий, которые характеризуют деятельность в этой области.
Исследования показывают, что использование понятия «сопровождение» в жизни педагогического российского сообщества начинается с перв. пол. 90-х годов XX века.
Сегодня можно видеть два фокуса в процессе сопровождения.
1. Социальное сопровождение — это вид социальной работы, направленной на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, а также сохранения, повышения их социального статуса.
2. Специалист сопровождения оберегает клиента от неэффективных и негативных шагов, предлагает наиболее оптимальные действия и возможности развития событий, прогнозирует последствия предпринятых действий, восстанавливая во всех случаях физическое и психическое состояние человека. Все рекомендации даются с учетом психологических особенностей и физических возможностей конкретного человека.
Другой фокус сопровождения — сопровождение потребности человека в непрерывном образовании, в освоении новой деятельности, в реализации своих интересов, в различных переходах из одной деятельности в другую (что не является характеристиками социального неблагополучия с точки зрения непопадания в норму), но эти процессы требуют от человека навыков работы с выбором, с осознанием своих целей и задач, с продуктивной коммуникацией, умением опираться на свои силы и видеть опоры вокруг. Появление таких навыков требует специального, особого типа педагогического сопровождения, фокус которого смещен на самостоятельное формирование приемлемых норм для каждого человека, которые проверяются через «образовательные пробы», через столкновение с внешними «культурными» нормами и являются предметом обсуждения со специалистом.

 

Котиленков Николай Николаевич

Очень сложный ребенок: как помочь подростку с психопатическими проявлениями избежать асоциального пути развития

Мы часто в ребенке пытаемся искать признаки индивидуальности, необычности, а также эксклюзивного творческого начала. Конечно, все это очень хорошо, однако следует помнить, что чем больше в ребенке наблюдается необычности, непохожести на других обычных детей, тем больше вероятность появления у ребенка такого явления как асоциальность поведения. Известно, что асоциальное поведение является пограничным переходным этапом к формированию антисоциального, однако это бывает не всегда.

В рамках нашей работы мы постараемся выяснить, когда асоциальное поведение ребенка выводит его на антисоциальную дорожку с закреплением данного поведения в качестве основного и, как следствие, формированием у него будущих психопатических черт.

Разберем также и то, почему асоциальность у других детей остается только асоциальностью, и, следовательно, потом во взрослом возрасте преобразуется в креативность, изобретательство или какие-либо другие творческие способности.

В нашем разговоре будет уделено большое внимание причинам психопатизации ребенка: формированию а- и антисоциальных поведенческих актов путем научения и воспитания.

Также будет разобрано противоположное явление: причины возникновения антисоциальности у ребенка в условиях нормального воспитания и научения и, как результат формирование психики истинного ребенка-психопата.

Мы обсудим возможности психолого-педагогической коррекции антисоциальных форм поведения у ребенка, а также определим границы компетенции педагога-психолога в психологической помощи таким детям.

 

Кривцова Светлана Васильевна

Групповые занятия по программе «Жизненные навыки»: научить детей и родителей жить экзистенциально

Я – экзистенциальный психолог и психотерапевт. Экзистенциальная философия появилась всего около ста лет назад. И занялась не вопросами устройства мира, его познания и обоснования, а простой темой: как человеку прожить свою единственную жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Новая постановка вопроса породила много открытий, и они до сих пор не вполне акцептированы практической психологией образования.

Как жить, не будучи ни в чем уверенным (ведь с каждым из нас в любой момент может случиться все, что угодно)?

Как жить, зная, что невозможно жить, не ошибаясь?

Как жить «по направлению к смерти»?

Как жить, понимая, что страдание – естественная часть жизни, не уменьшающая ее экзистенциального качества, поскольку есть нечто гораздо худшее, чем страдание…

И, наконец, как обо всем этом говорить с детьми? О смерти, горе, страдании, ошибках, обидах и т.д. И надо ли? Если да, в каком возрасте? В каком формате? Кто и как должен это делать? Типичные ошибки и удачные открытия — в моем докладе.

 

Кривцова Светлана Васильевна

Дошкольное детство с ракурса экзистенциального анализа

Экзистенциальная психология – психология по-настоящему хорошей жизни — исторически возникла как психология взрослого: ответственного, свободно принимающего решения, выбирающего. Но как стать таким взрослым? Сегодня мы уже можем посмотреть на жизнь ребенка сквозь призму тех открытий, которые сделали экзистенциальные философы, психологи и психотерапевты за последние сто лет. Этот подход позволяет методологически и теоретически обосновать, почему те или иные жизненные содержания затрагивают детей одного возраста, но не интересны другому. Следует признать, что такие авторы как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Б.Ливехуд, Ж.Пиаже, Д.Стерн, В.И. Слободчиков и многие другие тоже искали ответы на подобные вопросы. Оказывается, существует экзистенциальная «логика затронутости». Знать ее и учитывать в работе важно практическим психологам. Оказывается, ребенок решает важные экзистенциальные задачи уже в первое семилетие жизни. Какие? О чем идет речь в кризисах? Да и когда они наступают? — У экзистенциальной психологии на сегодня имеется несколько иной взгляд, чем у культурно-деятельностной. В ходе монолога я готова рассказать о своих открытиях и показать, как мы с моими коллегами в течение 15 лет использовали их в программе «Жизненные навыки».

 

Лебедева Людмила Дмитриевна

Арт-путешествие по дорогам актуальных переживаний

Это будет перфоманс на основе особой техники!
Глубинная экзистенциальная арт-техника для групповой арт-терапии обращается к метафорам трансформации и перехода; применяется на этапе завершения арт-терапевтического процесса (терминации). Направлена на символическое моделирование позитивного «образа Будущего» и «позитивное самообещание».
Теоретическая основа — интермодальная терапия искусствами: арт-центрированный подход Паоло Книлла, терапия экспрессивными искусствами Натали Роджерс, интегрированная модель терапии выразительными искусствами Салли Брукер и др.
Данная арт-техника может использоваться в контексте тематики «прощание и прощение» (работа с потерей, горем, обидой, эмоциональными состояниями в конфликтах и трудных жизненных ситуациях).

 

Лебедева Людмила Дмитриевна

Метод фотопроекции в психодиагностике и арт-терапии: от вопроса к многоточию…

На мастер-классе будет предложен метод использования фотографий в контексте арт-терапии, имеющий особую значимость при работе в парах, малых группах, индивидуальном и семейном консультировании. Метод позволяет исследовать широкий круг проблем и переживаний участников; побуждает к интроспекции, осознанию, выражению и оптимизации собственных чувств, отношений, поведения, поиску личностных ресурсов, улучшению качества жизни.

Метод фотопроекции в сочетании с нарративным рассказом и художественной деятельностью обладает высоким психодиагностическим, терапевтическим, творческим потенциалом, поэтому профессионально интересен широкому кругу участников:

— психологам помогает продвинуться в понимании скрытых ожиданий каждого участника группы, корректно определить потребности, содержание запроса, оказать поддержку и помощь;

— педагогам позволяет обратиться к воспитательным возможностям художественного творчества и коммуникативного взаимодействия участников, развивать креативность, воображение, фантазию, способствовать позитивному настрою и гармониизации эмоционального состояния;

— склонным к самопознанию людям полезен в плане осознания «проблемных зон» и личной терапии.

 

Максимова Галина Васильевна

Зеркало профессионального опыта: профилактика профессиональной деформации в процессе педагогической деятельности

В психологической практике существует множество эффективных методик для профилактики профессиональных деформаций, обеспечения активизации процессов самопознания и самопринятия педагога, осознания им личностных ресурсов, стимулирования скрытых творческих потенциалов. Накоплен достаточный опыт проведения тренингов по данной проблеме.

На мастерской мы продемонстрируем некоторые новые приемы работы с символическими ассоциативными «Спектрокартами» У. Халкола и А.И. Копытина и метафорическими картами «Дерево как образ человека» Г. Кац и Е. Мухаматулиной. Эти приемы дают возможность использовать язык образов и метафор для выражения собственных чувств и представлений, способствуют преодолению защит и сопротивления.

Предложенные авторами техники были адаптированы нами к решению проблемы профилактики профессиональной деформации личности педагога. Например, арт-терапевтический прием с использованием молотого кофе позволит участникам создать спонтанные образы, проявить креативность и свободное самовыражение, способствующее стимулированию процессов самопознания.

Участие в мастерской позволит открыть для себя новые возможности в творчестве, создать бесконечное пространство для игры воображения и раскрытия внутреннего потенциала, актуализировать личный опыт со смыслом дальнейшей деятельности.

 

Мухаматулина Екатерина Александровна

Метафорические карты
(они же проективные, они же ассоциативные, они же терапевтические…)
Банк идей
Метафорические карты – профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой. Карты можно использовать в любой психологической работе (в индивидуальном консультировании, в групповом тренинге, в преподавании и пр.), но важно понимать, что это – не подход, не метод работы, а всего лишь инструмент, который помогает психологу делать лучше то, что он и так умеет делать.
Знакомство с картами и освоение принципов и техник работы с ними является лишь приятным и полезным добавлением к умению консультировать, вести тренинги или заниматься терапией. Поэтому на мастер-классе сначала будут очень коротко изложены основные правила и принципы работы с метафорическими картами, продемонстрированы пара упражнений, а затем участники под руководством ведущего и с поддержкой группы попытаются сами понять, как к тому, что они умеют делать, прикладываются метафорические карты. Какие именно? С какими целями? В какой форме?

 

Олейникова Елена Викторовна

Профориентация в школе: цель, средство или пространство для творчества?

В рамках мастерской будет предложено рассмотреть возможности профориентации школьников через призму создания учащимися творческих продуктов на тему профессий. Ведущий представит девятилетний опыт работы в данном направлении. Участники смогут познакомиться с конкретными творческими продуктами учащихся: компьютерные и настольные игры, рекламные ролики о профессиях, инсталляции, личные профессиональные гербы, семейные профессиональные деревья и др.

Ведущий, являясь одним из разработчиков городского профориентационного фестиваля «Дороги, которые мы выбираем» и администратором блога «Мир профессий глазами школьников», раскроет содержательные и организационные моменты подобных проектов для школьников.

Участникам мастерской представится возможность выступить в качестве экспертов творческих работ, оценить их профориентационный эффект, принять участие в составлении синквейнов и т.д.

 

Орлова Мария Анатольевна,  Поплавская Ксения Анатольевна

Игра на каждый день

Играть!!! Ура!!! Играть!!!

Присоединяйтесь!!!

Будем играть во вкусные игры на знакомство и командообразование,

попробуем себя в играх на концентрацию внимания,

приправим все это несколькими щепотками игр

на регуляцию эмоционального состояния,

вмешаем консистенцию из игр-разминок

и добавим пикантную изюминку игр на снятие агрессии.

И обязательно запишем себе в книгу еще пару рецептов

интересных игр с детьми разных возрастов!

 

Поплавская Ксения Анатольевна

Возможности метода визуализации в работе педагога-психолога

«Нарисуй то, что ты говоришь!» — основное правило визуализации.

«А что делать, если я не умею красиво рисовать?» — основной ответный вопрос.

А рисовать и не нужно!..

Визуализация – это графическое символическое отражение слов.

Вместе с Вами мы попробуем в использовании некоторые графические символы, узнаем о том, как их легко изобразить на бумаге, научимся красиво и структурированно размещать информацию на флип-чарте, поделимся интересными графическими схемами. А самое главное, попробуем визуализировать кусочек из тренинга по коммуникации для подростков.

 

Поплавская Ксения Анатольевна

Окончание тренинга – финальная точка за 40 мин

Сорок минут для тренинга – это колоссальное количество времени!

И за это время можно столько всего сделать — интересного для участников и методического для тренера. Что именно интересного, обсудим на мастер-классе.

А также напомним себе о правилах обратной связи. А еще поделимся такими профессиональными секретами: как правильно распорядиться этим временем, на что ставить акценты, какие интересные «фишки» можно «прикрутить», чтобы финал тренинга был и эмоционально ярким, и рационально обдуманным для участников.

 

Резапкина Галина Владимировна

Развитие профессионального самосознания педагога

Как бесполезен, если не опасен, инструмент в руках неумелого хирурга, так и психолого-педагогические приемы не работают, если у самого специалиста не сформировано профессиональное самосознание.

На мастер-классе будут представлены программы, направленные на самодиагностику и развитие профессионально важных качеств учителя: методика «Психологический портрет учителя» и «Тренинг развития профессионального самосознания учителя». Участники мастер-класса смогут сравнить результаты методики с представлениями о себе, которые могут … неожиданно измениться.

 

Резапкина Галина Владимировна

Урок как ресурс самоопределения школьников

В нашу школу возвращается задача воспитания человека нравственного, самостоятельно мыслящего и способного к саморазвитию.

Этого возможно достичь только общими и слаженными усилиями семьи и школы – администрации, психологов, классных руководителей, учителей-предметников.

В каждой образовательной области заложены возможности самоопределения наших учеников. Видим ли мы эти возможности? Готовы их находить и использовать? Мастерская «Урок как ресурс самоопределения школьников» – это пространство, на котором психологи и педагоги смогут увидеть свой предмет в новом ракурсе – не как источник знаний или курсы по сдаче ЕГЭ, а как…

 

Рязанова Дарья Владимировна
Виртуальный мир: возможности и опасности.
Профилактика интернет-зависимости в программе «Жизненные навыки»

Хотим мы этого или нет, современный мир сильно отличается от того, в котором жили мы с вами, будучи детьми и подростками. Виртуальное пространство: интернет, социальные сети, компьютерные игры — приобретает всё большие масштабы, и оно уже стало частью нашей жизни.
При том, что есть много опасений родителей, педагогов и психологов, реальных исследований виртуального пространства достаточно мало. Нет четких ответов, что вредно, а что нет, что просто стало частью нашей действительности, как, например, телефон. И здесь важно различать, что полезного может привнести интернет в нашу жизнь и в жизнь детей и подростков, а где начинается опасная зона — зона зависимости.
Наша идея — в проведении профилактической психологической работы с детьми и подростками в отношении компьютерного мира. Эту работу мы уже экспериментально проводили с подростками в течение года в разных группах — поделимся результатами.
В программе «Жизненные навыки 7-8 класс» мы предлагаем подросткам посмотреть на то, как устроена именно их виртуальная жизнь, что она приносит им, что они получают, а что теряют.
Мы расскажем об общей стратегии работы и предложим несколько действий, упражнений для работы с группой подростков.
Эти же действия вполне можно модифицировать и для работы с младшими школьниками.

 

Рязанова Дарья Владимировна
«Мое» или «не мое?
Работа с границами и профилактика детского воровства в программе «Жизненные навыки»

Дорогие коллеги! Представляя этот мастер класс, хочется отметить, что основная тема, ключевое его слово — границы.
Воровство — только одно из последствий нераспознавания границ. Мы посмотрим на проблему гораздо шире.
Что это означает? Как ребенок, подросток да и взрослый обходится с границами своего личного пространства? Умеет ли эти границы распознавать? Умеет ли сказать «Нет», если оно нарушается? По каким признакам можно понять, что мои границы нарушены?
Личное пространство — это и территория дома, и место в классе. Это и пространство вещей — сумка, рюкзак. Это и мое психологическое пространство — то, как со мной можно, а как нельзя обходиться.
Тема границ — одна из ключевых в программе «Жизненные навыки». На воркшопе будет возможность для обсуждения темы, а также вы сможете поучаствовать в упражнениях, которые мы предлагаем детям и подросткам, чтобы развить в себе умение распознавать свои и чужие границы.

 

Сакович Наталья Александровна

«Синдром Шахерезады» или прием «многоточия» в сказкотерапии

Одним из первых метод «лечения» сказками использовала небезызвестная Шахерезада. Разделяя терапевтическую историю на части и продолжая с каждым новым днем, она переписывала историю великого правителя, меняла его все время повторяющийся сюжет на новый, формировала его другое настоящее и будущее.
Фридман и Комбс ис пользовали подобные приемы разрабатывая метод нараттивного анализа, Гарднер – при работе с детьми, назвав свой метод «обратная история».
Как мы можем использовать прием многоточия в своей сказкотерапевтической практике? Когда и при каких психологических проблемах он будет показан?
Мастер-класс поможет ответить на эти и другие вопросы.
Цель мастер-класса: освоение сказкотерапевтического приема «многоточия» и амплификация его в свою практику.
Что мы будем делать:
• Дадим определения понятиям «доминантный нарратив», «жизненный сценарий», «точка фиксации».
• Определим возможности сказкотерапии в работе с «тяжелым» клиентом (кризисные состояния, постсуицидальные периоды, фатальные заболевания, горе и т.п.).
• Познакомимся с авторским опытом использования приема «многоточие».
• Освоим прием «многоточие» на примерах из практики участников и на личном опыте.
Нам понадобится:
Сказочная обстановка, чай, свечи и вера в чудо!

 

Сакович Наталья Александровна

Точка опоры: работа с симптомом в песочной терапии

Песочная терапия связана с применением миниатюрных объектов и емкости стандартного размера с песком для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый потенциал она имеет в отношении профилактики психосоматических расстройств, при работе с симптомом.

С помощью песочной терапии человек, страдающий головной болью (нарушением сна, пищевого поведения, температурой и т.п.), может решить для себя следующие задачи: отреагирование негативных чувств и состояний; идентификация симптома, его смыслов и выгод; поиск и обретение внешних и внутренних ресурсов и многое другое.

Как использовать емкость с песком и фигурки в практике психолога по профилактике и коррекции психосоматических расстройств? Что это должны быть за фигурки? Как организовать подобный процесс?

Мастер-класс поможет ответить на эти и другие вопросы.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в области профилактики и коррекции психосоматических проблем методом песочной терапии.

Что мы будем делать:

Актуализируем наши знания по психосоматике.
Познакомимся с авторским опытом использования метода песочной терапии при работе с психосоматическим (и другим) симптомом.
Освоим основные приемы песочной терапии в коррекции психосоматических нарушений.
Поучаствуем в «песочной» лаборатории Здоровья.

 

Сакович Наталья Александровна

Точка, точка, запятая…
В поисках собственного лица: осознание профессиональной идентичности средствами арт-терапии

Идентификация — это процесс осознавания себя, сверхсознавания (более полного, более глубокого) через другого.
Профессиональная идентичность начинает формироваться еще в детстве (предметы деятельности, направленность), проходит определённые этапы в настоящем и проецируется на будущее.
Профессиональная идентичность определяет содержание нашей деятельности, но иногда деятельность меняет нашу профессиональную идентичность, и здесь начинается путаница. Специалист не понимает, что происходит, и кто он? Почему от него ожидают того, чего он делать вовсе не собирался?
А была ли профессиональная идентичность, или специалист по-прежнему в процессе ее формирования? Можно ли «переклеить» части идентичности таким образом, чтобы специалист чувствовал себя на своем месте? Как понять, кто ты в профессии?
Мастерская поможет ответить на эти и другие вопросы.
Цель мастерской: проектирование собственной профессиональной идентичности средствами арт-терапии и ее осознание.
Что мы будем делать:
• Дадим определения понятиям «позитивная» (целостная) профессиональная идентичность и «негативная» (расщепленная) профессиональная идентичность.
• Определим возможности арт-терапии в работе с «негативной» или «непроявленной» профессиональной идентичностью.
• Обретем собственное профессиональное лицо, расставив все точки и запятые.

 

Сартан Марк Наумович

С низкого старта к вершинам.
Какая школа может стать социальным лифтом для детей-сирот?

Мы приступили к уникальному проекту, который смело назвали «Умная школа». Наша задача – построить в Иркутске современный образовательный комплекс с семейным проживанием детей, лишенных родительского попечения.
Чтобы проект был успешен, с самого начала нужно заложить фундамент, причем не только строительный, но и содержательный. Таким фундаментом для нас стали базовая метафора – «социальный лифт» — и ключевые проектные идеи, которые будут предложены для обсуждения.
Как обеспечить семейное жизнеустройство каждого ребенка? Может ли школа обеспечить трансляцию главных мировоззренческих ценностей? Как сочетать классно-урочную систему с индивидуализацией образовательных маршрутов? Какова должна быть образовательная среда? Может ли жизненный проект стать главной образовательной целью?
Будем разбираться во всех этих вопросах вместе со слушателями проблемной лекции.

 

Склярова Татьяна Владимировна
Традиция и социальное наследование в школе

Институт школы решает в обществе задачу сохранения и передачи традиций – культурной, социальной, научной.
Из чего складывается традиция? Как изменяется механизм передачи традиции в эпоху информационного тоталитаризма? Как изучаются способы наследования в естественных и гуманитарных науках? Можно ли технологизировать процесс усвоения традиции? Какое значение для трансляции традиции имеют ценности общества и установки конкретного человека? Чему может научить школьного педагога религиозная традиция?
В результате обсуждения этих вопросов слушатели определят свое отношение к школьному укладу, иерархии воспитательных целей и инновационным процессам в образовании.

 

Склярова Татьяна Владимировна
Школьный учитель: мобильный вход и выход из профессии

Обсуждаем «Концепцию поддержки развития педагогического образования» (январь 2014 года)!

http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/3875

Участникам дискуссии будет предложено определить и аргументировать свою позицию по трем вопросам:
1. Какая подготовка необходима для входа в педагогическую профессию?
2. Каким требованиям должен удовлетворять профессиональный педагог?
3. Есть ли возможность карьерного роста у школьного учителя?
Обсуждение пройдет в форме дебатов. Сторонников и противников мобильного входа и выхода из педагогической профессии заслушает избранный из числа участников Педсовет. Завершит дискуссию принятие манифеста «О поддержке развития педагогического образования».

 

Телегина Ирина Олеговна

Оценивание в тренинге: зачем и как?

Создавая программу развивающих, обучающих тренингов для детей и специалистов, мы всегда продумываем и то, как мы оценим результаты этой программы. Существуют классические, работающие методы диагностики ДО и ПОСЛЕ тренинговой программы, однако не всегда они показывают реальную картину полученных результатов.
Являясь в течение многих лет специалистом в области обучения и развития сотрудников в различных сферах бизнеса, при этом будучи выходцем из школьной образовательной среды, предлагаю вам проектную мастерскую, в которой мы вместе попробуем проанализировать имеющиеся в арсенале бизнес-тренера методы и подходы к оценке эффективности тренингового обучения с точки зрения возможности их использования в образовательном пространстве, а также модифицировать некоторые из них под образовательные задачи.
Особенно актуальна данная мастерская будет для тех, кто активно использует в своей работе навыковые тренинги для подростков, специалистов, развивая в них конкретные компетенции.
В рамках мастерской мы:
— познакомимся с моделью оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика;
— рассмотрим и модифицируем к актуальным целевым аудиториям (педагоги, подростки) методы диагностики готовности к изменениям;
— поработаем с классическими методами ассесссмент-центра (кейсы, диагностические игры, ситуационное интервью и др.) и переложим их на реалии образовательной среды.

 

Телегина Ирина Олеговна

Тренерская коммуникация: что не видит группа,
но должен видеть тренер

Традиционно на мастер-классах для психолога, педагога, ведущих тренинги, мы говорим о методах, методиках, инструментах. И это не случайно, ведь именно благодаря профессиональному и широкому спектру психолого-педагогических методов мы можем решить те задачи, которые стоят перед нами в тренинге.
Если мы не знаем, как и с помощью чего решить задачу, то она так и останется нерешенной.
Однако в ответе на вопрос «КАК?» есть и другая сторона, имеющая отношение не к самому методу или инструменту, а к тому, КАК мы его используем. Ведь в разных руках инструмент «звучит», работает по-разному, — и результат от этого получается разный.
Следуя генеральной линии «Многоточие», поговорим сегодня о том, что не видно сразу, что остается за кадром, что тоже является своего рода, многоточием в работе тренера.
Поговорим о тренерской коммуникации. И… Возможно… Благодаря данному мастер-классу… Недосказанности и многоточий в вопросах того, КАК общаться с тренинговой группой станет меньше!
В данном мастер-классе мы рассмотрим следующие вопросы:
— как выстраивать коммуникацию со взрослой группой так, чтобы сопротивления в начале работы было меньше;
— как общаться с группой в ситуациях конкуренции, конфликта, низкой мотивации, низкой активности, чтобы общение способствовало изменению ситуации;
— как с помощью коммуникативных техник поддерживать динамику и работоспособность группы.
На нашем мастер-классе мы используем следующие методы:
— мини-лекция,
— кейсы,
— ролевые игры-скетчи,
— обсуждение,
— видеоанализ.

 

Тюттерин Дмитрий Константинович, Николаева Анна Юрьевна

Как в школе делать всё, как положено, и при этом что-то успевать?

Мы предлагаем открытую дискуссию о том, как учитель (воспитатель, психолог, педагог) может выполнять все (ну или хотя бы почти все) требования, которые ставит перед ним современная система образования, и при этом умудряться самореализовываться в профессии.

Тут нет однозначных ответов и решений. А есть только маленькие приёмчики, которые, как детали пазла, мы и попытаемся уложить в единую картину. Очень важно, чтобы каждый, кто соберется на эту встречу, был готов не только слушать, но и говорить: про себя, свою ситуацию и свои ресурсы – для того, чтобы со всем этим справиться.

 

Тюттерин Дмитрий Константинович, Николаева Анна Юрьевна

Педагогическая реакция на конфликтные ситуации и агрессию

Мы все знаем, как правильно и конструктивно говорить и договариваться! Но что если противоположной стороне конфликта не надо договариваться, что если кому-то просто очень нравится … на вас орать? На семинаре мы попробуем рассмотреть примерную и немного шутливую типологию таких «тяжелых пассажиров», среди которых могут быть как ваши клиенты, так и коллеги, и попытаемся придумать способы работы в этих тяжелых случаях.

 

Тюттерин Дмитрий Константинович, Николаева Анна Юрьевна

Работа с родителями в детском саду и школе

Законодательные инициативы последнего времени пытаются задать рамки всем процессам в образовательных учреждениях и не в последнюю очередь — в работе с родителями. Так, к примеру, руководство Московского Департамента образования напрямую называет себя выразителем прежде всего интересов родителей. В то же время сами родители всё чётче и активнее начинают представлять сами свои интересы.

О том, как выжить среди этой несчастной любви и при этом продолжить свое движение вперед, мы поговорим с использованием нормативных актов и реальных жизненных ситуаций.

 

Чибисова Марина Юрьевна

Братья и сестры: консультирование родителей и педагогов
по сиблинговым проблемам

«Сиблинги – это дети одних и тех же родителей,
причем совершенно нормальные,
пока не соберутся вместе».
Американский юморист Сэм Левенсон.

Идея о том, что на развитие ребенка огромное влияние оказывает семья, давно стала прописной истиной психологии и педагогики. При этом, говоря о семье, мы чаще всего имеем в виду взрослых: родителей, бабушек, дедушек. Однако значительная роль в формировании личности ребенка, его психологических характеристик и жизненных установок принадлежит взаимодействию с братьями и сестрами (и даже их отсутствие накладывает определенный отпечаток).
Сиблинговая тема не оставляет равнодушным никого: ни родителей, ни педагогов, ни психологов.
Родители, у которых больше одного ребенка, сталкиваются с огромным количеством вопросов. Как прекратить бесконечные драки между детьми? Как реагировать, если старший ребенок заявляет, что ненавидит младшего? Как поделить один планшет между двумя детьми с минимальным ущербом для планшета и родительских нервов?
Проблемы, связанные с сиблинговым взаимодействием, встают и перед педагогами.
Например, стоит ли приводить ребенку в пример его брата или сестру? Как реагировать, если ребенок, привыкший к роли самого младшего, переносит эту модель поведения в класс? И вечный вопрос: почему у одних и тех же родителей такие разные дети?
Наконец, психологи регулярно сталкиваются с необходимостью консультирования родителей и педагогов, которые обращаются к ним по поводу сиблинговых проблем.
Поиску ответов на все перечисленные вопросы и посвящен мастер-класс.
Участники мастер-класса узнают:
• что такое сиблинговая позиция, и как она влияет на развитие человека;
• нормальна ли сиблинговая ревность, и как на нее реагировать;
• какое поведение родителей помогает братьям и сестрам научиться взаимодействовать друг с другом, а какое – нет;
• почему не нужно сравнивать сиблингов друг с другом, и что делать, если братья и сестры сами склонны к такому сравнению;
• как реагировать на сиблинговые конфликты и возможно ли их избежать;
• как строить консультативную работу по запросам, связанным с сиблинговыми трудностями, что рекомендовать родителям и педагогам.
Участники получат раздаточный материал.

 

Чибисова Марина Юрьевна,
Решетникова Ольга Васильевна

Как написать статью для журнала «Школьный психолог»

Успешная профессиональная самореализация связана не только с умением эффективно воплощать свои творческие замыслы на практике, но и возможностью транслировать свои идеи и наработки всем заинтересованным лицам: коллегам, начальству, научным руководителям. Самым быстрым и надежным способом осуществить это является публикация в одном из профессиональных изданий.
К сожалению, именно на эту работу часто не находится времени. Да и занимает процесс переноса собственных идей на бумагу гораздо больше времени, чем можно себе позволить (особенно если нет достаточного опыта). Нередко после успешно проведенного семинара или тренинга мы даем себе и восторженным участникам слово обязательно сделать его достоянием общественности. Но, потратив на описание своей работы время и силы, обнаруживаем, что яркое и живое событие почему-то трансформируется в формальное и совсем неинтересное описание…
Перед психологом, который принял решение опубликовать свои материалы, встает масса вопросов. Как описать имеющийся опыт? Какую тему для статьи выбрать? Какие наработки подойдут для публикации, а какие лучше оставить для отчетов и портфолио? Что нужно включить в статью, а о чем писать не нужно? Можно ли сделать материал, рассказывающий про наши достижения и успехи (да и не только про них), не только интересным и познавательным, но и научно обоснованным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать в ходе проектной мастерской М.Ю. Чибисовой и О.В. Решетниковой («Школьный психолог» ИД «Первое сентября») «Как написать статью для нашего журнала». Участники получат возможность попробовать свои силы в составлении материалов различных жанров, ориентированных на разнообразную целевую и читательскую аудиторию.

 

Чибисова Марина Юрьевна

Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения у детей: индивидуальная работа и рекомендации для взрослых

«Мне кажется, он нарочно выводит меня из себя
и успокаивается только тогда,
когда я начинаю кричать» (мама Севы, 8 лет)

Практически каждый педагог и психолог в своей практике встречает детей с оппозиционно-вызывающим поведением: они не слушаются, бурно выражают свой гнев, всегда настаивают на своем, провоцируют взрослых на крики и угрозы. И родителям, и учителям таких детей трудно добиться выполнения своих правил или настоять на выполнении требований: ребенок по любому поводу выражает протест или спорит со взрослым. Порой этих детей считают плохо воспитанными или нахальными. Такое поведение может сопровождать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а может формироваться независимо от него. Общение с таким ребенком – это постоянная борьба, которая начинается дома и продолжается в школе.
Этой проблеме — психолого-педагогической работе с детьми с оппозиционно-вызывающим поведением и посвящен мастер-класс.

Участники получат ответы на следующие вопросы:

 Как понять, что у ребенка имеется оппозиционно – вызывающее расстройство поведения?
 Что может приводить к появлению такого поведения?
 Какое поведение взрослых способствует усилению и закреплению оппозиционно-вызывающего поведения?
 Какое поведение взрослых позволят справиться с оппозиционно-вызывающим поведением ребенка?
 Как психолог может построить индивидуальную работу с таким ребенком?

Участники получат раздаточный материал.

 

Шадура Александр Филиппович
Заглядывая в «тихий омут»: как увидеть приближение бури и помочь подростку избежать нервного срыва

Стрельба в московской школе №263 всколыхнула на время все общество, заставив внимательно присмотреться не только к «двоечникам», прогульщикам, изгоям, хулиганам и лентяям, но и к вполне себе успешным в учебе и социальной жизни детям.
Опираясь на свой психотерапевтический опыт, я хочу поделиться своим взглядом на то, что творится в душе «обычного» успешного ученика. Мы попробуем выделить признаки, по которым можно распознать приближение «бури», и составим некоторые рекомендации, как можно помочь ребенку справится с душевным кризисом, не прибегая к разрушительным действиям.

 

Шадура Александр Филиппович
Точка разворота: как перестать бороться с собой и стать хозяином своей жизни

Психологическая проблема обычно понимается как нечто внутреннее, находящееся «внутри» Души-психики, или даже являющееся неотъемлемой частью личности человека, от этой проблемы страдающего. Таким образом, пытаясь с такой проблемой справиться, мы вынуждены в каком-то смысле бороться сами с собой.
Австралийский психолог Майкл Уайт, один из основателей Нарративного подхода в психологической помощи, предложил технологию Экстернализующих бесед, которая позволяет вынести проблему за пределы собственной личности, и, «разоблачив» ее негативное влияние, начать бороться с ней как с внешним врагом. Этот подход позволяет достаточно быстро мобилизовать позитивные ресурсы личности для обретения контроля над собственной жизнью. Технология прекрасно работает и со взрослыми, и с детьми, и участники получат возможность освоить ее в процессе мастер-класса.

 

Шевченко Светлана Игоревна

И точка! Техники ухода от манипуляции, работы с возражениями и конфликтами

В нашей работе и в жизни слишком много манипуляций, постоянных провокаций и необходимости защищать свои границы и права!

Особенно это сложно делать в конкурентной профессиональной среде и в работе с подростками. Может быть хватит?

Приходите, и вместе мы будем искать ресурсы и способы психологической защиты, саморегуляции и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Да прибудет с нами сила!

Участники встречи смогут:

узнать или вспомнить основные секреты психологии влияния и убеждающей коммуникации;
познакомиться с техниками распознавания и ухода от манипуляций в профессиональной коммуникации с клиентами и коллегами;
научиться «декодировать» возражения и находить истинные запросы, скрывающиеся за возражениями;
познакомиться с подходами и техникой противостояния давлению со стороны сверстников в подростковой среде (на примере английской методики тренинга для подростков OXFORD BROOKES UNIVERSITY);
понять свои слабые и сильные стороны в этой теме, обменяться профессиональными «фишками» и своими личными находками.
Формат встречи: мини лекция, тренинг, ролевая игра, дискуссия, разбор кейсов, упражнения.

Участники получат раздаточные материалы по данной теме:

— подборку техник и тренинговых упражнений по теме с вопросами для анализа,

— рекомендации по личной эффективности в рамках темы

 

Шевченко Светлана Игоревна

«Точка зрения» — видеометод в тренинге: техники и приемы использования

Участники встречи смогут:

v открыть для себя секреты эффективности видеометода в тренинге с подростками и взрослыми;

v узнать виды и типы видео-включений, риски и возможности для работы тренера с видеометодом, технологию работы ведущего с видеоматериалом;

v познакомиться с конкретными техниками и упражнениями работы с видеоматериалом;

v узнать, какие видео-включения могут украсить тренинг по темам: «эффективная коммуникация», «мотивация и целеполагание», «креативность», «управление», «тайм-менеджмент», «командообразование», «социальная реклама и проекты», а также «видеоразминки» для уроков и тренингов;

v посмотреть интересные видеофрагменты и принять участие в дискуссии.

Формат встречи: мини лекция, тренинг, ролевое моделирование, дискуссии, просмотр видео с анализом, работа с кейсами, упражнения.

Участники получат раздаточные материалы по данной теме:

1. Пошаговое описание технологии подготовки и использования видеофрагментов в тренинге, примеры конкретных техник и приемов работы с видео-включением.

2. Практические упражнения для киноклубов.

3. Подборку из 20 тематических видеофрагментов для тренингов.

4. Список фильмов и вопросов для анализа видеофрагментов.

5. Подборку интернет-ресурсов для скачивания видеофрагментов.

6. Электронную презентацию встречи.

 

Шилина Анна Евгеньевна

 

Куклы и кукловоды:

помогаем друг другу снять симптомы хронической усталости

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работы по телесно-ориентированной терапии Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги.

 

Не бывает идеального места работы, начальников, коллег и обучающихся, впрочем, не бывает также идеальных супругов, детей и родственников, не бывает идеального жилья, отпуска и платья, то есть не бывает идеальных условий. Мы живем в реальном мире реальных людей.

Несоответствие окружающего мира нашим представлениям о том, каким он должен быть, вызывает недовольство. Необходимость действовать в состоянии постоянного преодоления недовольства приводит к возникновению психологического и физического напряжения, к потере энергии – как физической, так и психологической. Преодоление недовольства можно сравнить с передвижением в среде с высоким сопротивлением, например, в густом киселе: вы продвигаетесь медленно, с большими затратами энергии и быстро устаете. Ежедневное преодоление недовольства, как и продвижение в киселе, приводит к тому, что организм не успевает восстанавливаться и появляются симптомы хронической усталости.

Объявляем курс на релаксацию!!!

После небольшого теоретического введения в тему занятия и физической разминки Вам будет предложен комплекс упражнений и облегченные вариации йогических поз, направленные на снятие симптомов хронической усталости. Заключительным упражнением станет йогическая поза Шавасана – расслабление ума и тела.

Если бы каждый из нас проводил в Шавасане хотя бы 15 минут в день, все SPA мира давно бы разорились.

 

Шувалов Александр Владимирович
Инварианты психологического человекознания

Важной особенностью современного этапа развития гуманитарной науки и практики является введение их в духовный контекст. Возрастает интерес специалистов к таким духовно-психологическим реалиям как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное я», сознание, совесть, нравственность человека. Эти понятия объединяет то, что они не вмещаются в рамки классической психологии, изучающей общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рассматривать их по существу, нужно дифференцировать разные системы психологического знания.
Вниманию коллег будет представлен историко-методологический обзор подходов к проблеме человека в психологии. Будут выделены и проанализированы исходные методологические установки психологического человекознания. Обозначена проблема дихотомии социального и индивидуального аспектов в картине личностного развития. Предложена новая интерпретация принципа развития в психологии.

 

Шувалов Александр Владимирович 

Новые антропологические тенденции: от детей индиго к хикикомори

На дискуссионном клубе будет предложено обсудить феномены личностного инфантилизма и эгоцентризма, которые, по-мнению экспертов, приобретают массовый характер среди детей и молодежи на просторах глобального мира: в Японии, Европе и США. В психологический сленг вошло понятие «новые взрослые», или «дети бумеранги», – представители поколения 30-40-летних с явными проявлениями нежелания выходить из детства и следовать приличиям зрелости.

Вопросы для обсуждения:

1.Затрагивает ли эта тенденция Россию, и стоит ли ее воспринимать как социальную проблему?

2.В чем специфические психологические особенности этого феномена?..

3.Какие есть источники и механизмы формирования личностного инфантилизма и эгоцентризма среди несовершеннолетних?..

4.Каковы способы предупреждения и преодоления аномального эгоцентризма?..