II Неделя — «Восхождение»

4 — 10 октября 2005 г.
ВДЦ «Орленок», Краснодарский край, Россия

Приветственное письмо

Дорогие друзья!

Вторая Всероссийская неделя школьной психологии готова к началу своего пути: стартовые приготовления закончены, проверены крепления на снаряжении, провизия удобно и надежно уложена, карабины пристегнуты… .  Теми, Кто Остается на склоне, сказаны напутственные слова. Те, Кто Отправляется уже отсалютовали им приветственным жестом. Все готово к восхождению.

Мы восходим к смыслам и ценностям того, что наполняет нашу ежедневную профессиональную жизнь, делаем еще шаг вперед и вверх в своем профессиональном мастерстве и качестве. Неделя дарит нам множество возможностей для такого роста. Будет трудно временами определиться и выбрать одну (одну из многих! ) вершину для личного покорения, но роста без выбора и преодоления соблазна «всего  и сразу» не бывает.

Мы как спутники большой и прекрасной планеты всходим ненадолго на горизонты друг друга. Для кого-то это время любоваться и насыщаться светом, для кого-то – светить. Многие из нас, все, кто действительно этого захочет, на Неделе обретет право и ответственность обратиться к другим со своим словом: опытом, вопросом, размышлением… Для кого-то состояние «звезды» привычно или естественно натуре, для кого – ново, тревожно. Наша общая забота – помочь высказаться и услышать каждого, кто готов, кто решится и проявит волю. Услышать и вырасти на услышанном, расширить собственные горизонты, сделать еще один шаг вперед и вверх.

Мы восходим к своим началам, истокам. Горы вырастают из материнских пород, самые талантливые идеи опираются на интеллект и озарения тех, кто шел перед нами. Неделя дает нам возможность ПОСЛУШАТЬ тех, кто закладывает фундамент, ПОГОВОРИТЬ и ПОСПОРИТЬ с ними. Да, мы — практики, но в нашем профессиональном сознании должен слышимо звучать голос науки, теоретическая нота, без которой так легко из практика превратиться в прожектера (?)

Мы поднимаемся вместе, в одной связке. От нашей поддержки и выдержки, готовности помочь, посочувствовать и порадоваться, поделиться идеей и дать корректную, но честную обратную связь, зависит надежность наших креплений. Конечно, мы не упадем… Но если Со-творчество, Со-действие и Со-переживание не станут лейтмотивом наших отношений на Неделе, подъем будет труден и результаты не столь впечатляющи.

Мы восходим к самим себе. Этот путь бесконечен и сугубо индивидуален. Неделя предлагает каждому набор снаряжения и попутчиков для совершения очередного перехода. Воспользоваться этим или оставить до лучших времен, включиться в Неделю всей душой или прожить ее в энергосберегающем режиме методиста и наблюдателя – дело каждого. Мы принимаем и рады всем.

Мы начинаем у моря, перед нами чудесный золотой пляж «Орленка». Но наш путь лежит в горы. А «выше гор – только звезды». Пусть же благословенное звездное небо российского Юга осеняет наш путь — путь в мир, профессию, к себе и другим людям. Мы начинаем «Восхождение».

В добрый путь!

Программа

4 октября

15.00. — Начало работы Недели. Организационные встречи. Знакомство участников и психологические инициации
19.00. — Ужин
19.30. — Открытие Всероссийской недели школьной психологии
22.00. — Послесловие: подведение итогов дня

5 октября — «Психолог и учебный процесс»

8.00. — Профзарядка
9.00. — Психологическая акция
9.15. — Завтрак
9.45. — М.Р. Битянова: пролог дня
10.00. — Утренний монолог М.М. Безруких (Москва): «Трудности обучения в школе: комплексный подход»
11.15. — Мастер-классы:

  • М.М. Безруких «Раннее прогнозирование трудностей обучения письму и чтению.»
  • Н.Я. Семаго (Москва) «Проблемный ребенок в школе: только психолог и все?»
  • А.И Савенков (Москва) «Методика развития исследовательских способностей у младших школьников и подростков.»
  • Т.Н. Клюева (Самара) «Проектирование условий для развития мышления школьников: психологический аспект.»
  • С.Д. Поляков (Ульяновск) «Психологическое содержание урока: семинар-тренинг для педагогов.»

Лекция:

  • М.М. Семаго (Москва) «Психологический диагноз: зачем он нужен школьному психологу.»

14.00. — Обед. Философско-маринистские прогулки.
15. 00. — Мастерские:

  • М.В.Удовенко (Киев) «Введение в школьную жизнь для родителей будущих первоклассников.»
  • Е.А.Осипова (Минск) «Инновационные подходы к организации деятельности педагога-психолога: опыт проектирования и внедрения.»
  • А.Ю.Новоселова (Йошкар-Ола) «Элективный курс для старшеклассников «Секреты профессионального самоопределения.»
  • Телегина И. «Ребенок, которому трудно в группе: подходы к организации психолого-педагогической работы»

17.00. — Презентация социально-психологической службы ВДЦ «Орленок»
19.00. — Ужин
19.30. — Дискуссионные клубы и круглые столы:

  • М.М. Семаго «ППМС-центры во взаимодействии с психологами образовательных учреждений»
  • А.И.Савенков «Успешное обучение и жизненный успех: проблемы эмоционального интеллекта»
  • А.В.Шувалов (Москва) «Служба практической психологии образования и вызов современности»
  • В.И.Слободчиков (Москва) «Преемственность ступеней, уровней и форм образования»

21.00. — Послесловие: подведение итогов дня.

6 октября — «Психолог и кризисные ситуации»

8.00. — Профзарядка
9.00. — Психологическая акция
9.15. — Завтрак
9.45.  — М.Р. Битянова: пролог дня
10.00. — Утренний монолог Е. В. Бурмистровой «Человек в поисках смысла»
11.15. — Мастер-классы:

  • А.Ф. Шадура (Москва) «Семья в кризисной ситуации: активизация ближайшего окружения (сетевой подход).»
  • О.С.Головнева (Минск) «Ребѐнок в кризисной семье. Методы психологической помощи.»
  • Е.В.Бурмистрова (Москва) «Психологическая помощь в школьных кризисных ситуациях.»
  • М.Р.Битянова (Москва) «Кризисы педагогической природы и подходы к их разрешению (модель психолого-педагогической работы на этапе перехода из начального в среднее звено школы).»
  • Л.Д.Лебедева (Ульяновск) «Секреты «Я»: арттерапия в ситуации кризиса идентичности подростка.»

14.00. — Обед. Философско-маринистские прогулки
15.00. — Мастерские:

  • Н.А.Болсуновская (Красноярск) «Нам пора в пятый класс»: психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начального в среднее звено.»
  • Л.Д. Мардер (Северодвинск) «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов.»
  • Поплавская К. (Москва) «Профилактика профессиональной и личностной деформации педагога и психолога: ресурс игры»
  • Т.Н. Клюева. и др. (Самара) «Мониторинг образовательной среды как средство обеспечения психологического благополучия ребенка»

19.00. — Ужин
19.30. — Дискуссионные клубы и круглые столы:

  • А.Ф. Шадура «Психологическое консультирование в школе: возможности и границы.»
  • Е.В. Бурмистрова «Психолог как «инструмент» помощи: поиск собственных ресурсов.»
  • Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Обращение к психологу как кризисная ситуация.»

21.00. — Послесловие: подведение итогов дня

7 октября — «Психолог и личностное развитие ребенка»

8.00. — Профзарядка
9.00. — Психологическая акция
9.15. — Завтрак
9.45. — М.Р. Битянова: пролог дня
10.00. — Утренний монолог В.И. Слободчикова «Антропологический подход в современном образовании.»
11.15. — Мастер-классы:

  • Т. Н.Гришкова, Т.В. Меркулова (Москва) «Возможности развития рефлексии и саморефлексии у детей средствами психологической работы.»
  • Н.А. Сакович (Минск) «Подводные камни креативных технологий в подростковом тренинге.»
  • О.В. Хухлаева (Москва) «Тропинка к своему «Я» — программа поддержки психологического здоровья.»
  • Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (Москва) «Личностная зрелость и возраст ребенка.»
  • И.В. Дубровина, Т.Ю.Федотова (Москва) «Преподавание психологии в школе: основные принципы и технологии.»
  • С.И. Шевченко (Москва) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение подростка и его семьи»

Лекция (диалог):

  • В.И. Слободчиков «Что мы выбираем: а) развитие личности ребенка? или б) личностное развитие ребенка?»

14.00. — Обед. Философско-маринистские прогулки
15.00. — Психологический «Гайд-парк»
15.00. — Всероссийский семинар-совещание «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования»
19.00. — Ужин
19.30. — Игровые мастерские:

  • М.Р. Битянова, Т.В. Беглова «Звездные перекрестки»
  • М.В. Татарникова, С.И. Шевченко «Город или Я хочу тебе сказать…»
  • И.О. Телегина , А.Н. Соболева «Темная башня»
  • О.С. Головнева (название игры уточняется)
  • Н.А. Сакович «Карнавал в Венеции»

21.00. — Послесловие: подведение итогов дня

8 октября — «Психолог образования: профессиональный рост и личностная деформация»

8.00. — Профзарядка
9.00. — Психологическая акция
9.15. — Завтрак
9.45. — М.Р. Битянова: пролог дня
10.00. — Отдых. Восхождение в горы
13.45. — Всероссийский семинар-совещание «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования»
14.00. — Обед. Философско-маринистские прогулки
15.00. — Проектно-аналитическая игра «Психологическая служба»
19.00. — Ужин
19.30. — Дискуссионные клубы и круглые столы:

  • С.В. Алехина (Москва) «Возможности и ограничения внешней оценки профессионализма психолога образования»
  • А.В. Шувалов (Москва) «Психолог в системе дополнительного образования: зачем? Что? И как?»
  • Подведение итогов Всероссийского семинара-совещания
  • Встреча с издательством «Генезис»

21.00. — Послесловие: подведение итогов дня

9 октября — «Психолог образования: профессиональный рост и личностная деформация»

8.00. — Профзарядка
9.00. — Психологическая акция
9.15. — Завтрак
9.45. — М.Р. Битянова: пролог дня.
10.00. — Утренний монолог И.В. Дубровиной «Практический психолог образования: проблема профессиональной и личной психологической культуры»
11.15. — Мастер-классы:

  • А.В. Шувалов (Москва) «Трансметодические аспекты деятельности практических психологов образования.»
  • И.В. Вачков (Москва) «Что такое тренинг тренеров.»
  • А.Ф. Шадура (Москва) «Вместе с коллегами: супервизия в работе психолога образования.»
  • Л.Д. Лебедева (Ульяновск) «Страна эмоций и чувств»: арт-терапия синдрома эмоциональной усталости профессионала.»
  • С.В. Алехина (Москва) «Психолог: специалист и профессионал. Границы компетентности.»
  • А.Н. Соболева (Москва) «Искусство тренинга: профессиональное сопровождение специалистов.»

Диалог:

  • И.В. Дубровина (Москва) «Современный психолог образования: варианты профессионального самоопределения.»

14.00. — Обед. Философско-маринистские прогулки
15.00. — Мастерские

  • Н.А. Болсуновская (Красноярск) «Информационные компьютерные технологии на службе школьного психолога.»
  • А.В. Шувалов (Москва) «Информационные технологии в работе практических психологов образования: презентация автоматизированной базы данных психологической службы логопункта.»
  • Т.П. Камбиева (Старая Русса) «Система занятий с леворукими детьми.»
  • О.С. Головнева (Минск) «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) в рамках работы районного методического объединения педагогов-психологов».
  •  Татарникова М.

17.00. — Ярмарка психологических идей
19.00. — Ужин
19.30. — Закрытие II Всероссийской недели школьной психологии
22.00. — Дискотека в стиле «ПСИ»