Публикации

Предлагаем Вашему вниманию статью М.Р. Битяновой  опубликованную в журнале «Дошкольное образование» в марте 2012 года.

Специалистами мы становимся «де факто». Конечно, нельзя сказать, что в этом совсем нет нашей заслуги, но, как минимум, мы делим ее с нашими преподавателями. И вообще: учимся мы все по-разному, а диплом получаем единого образца. И по этому диплому все мы являемся  специалистами в важном деле обучения, воспитания и развития детей. Мы – это педагоги, воспитатели, психологи, логопеды…

А вот профессионалами мы становимся далеко не сразу,  в разное время, а кое-кто из нас имеет все шансы вообще до этого статуса не дорасти. И если диплом со званием специалиста – это практически всегда пожизненно, то с профессионализмом дело обстоит сложнее и даже драматичнее. Его сначала нужно достигнуть, а потом постоянно подтверждать. И неважно, сколько лет  мы уже занимаемся своим делом. Из года в год мы вкладываемся в свой профессионализм временем, силами, умом, душой, деньгами, нервами…   Значит, нам это важно? Несомненно. И, следовательно, не менее важным может быть разговор о том, что такое профессионализм, а так же, кто и что позволяет нам его сначала достигать, а потом поддерживать и подтверждать.

Профессионализм – интересное понятие. Довольно распространенное в житейской лексике…, и при этом весьма расплывчатое, «ускользающее» в своем конкретном прочтении. Кто такой профессионал? Принадлежность к определенному профессиональному цеху, наличие диплома и должностной инструкции автоматически делает работника профессионалом или нет? Профессионализм – это обязательно? или хорошо? или желательно? Чем принципиально действия профессионала отличаются от тех, что выполняет непрофессионал? И т. д. и т.п. …

В разговоре, который состоится далее, мы предлагаем оттолкнуться от следующей рабочей версии в понимании профессионализма.

Профессионализм предполагает, что специалист точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Он владеет широким спектром средств решения этих задач и может, как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Дело свое он умеет делать немного не так, как другие, так как обладает индивидуальным почерком. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по наитию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Итак: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения свой целей; четко знаю этические границы своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

Может быть, пора ставить точку? Что еще можно сказать? Нет, не пора. Более того, все только начинается, поскольку мы подходим к очень интересному вопросу: а можно ли быть профессионалом самим по себе? Этаким одиночкой с гордо поднятой головой и проектным стилем мышления? Совершенно точно – нет, и в этом самая главная тайна и даже в некотором смысле драма любого человека, стремящегося в своем деле стать профессионалом. Поскольку стать им можно только рядом и благодаря другим таким же стремящимся и достигающим. То есть, только внутри группы себе подобных.

Назовите эту группу так, как вам удобно:  профессиональным сообществом, цехом, общностью, референтной группой… Важно не название, а те функции, которые эти группа выполняет в процессе нашего профессионального роста и самореализации. Вне такого сообщества невозможно, скажем, понять и определить свой уровень. Действительно: то, что я могу – это круто? Или «так себе», начальный уровень? Очень трудно увидеть перспективы развития своей профессии и определить линии собственного развития. Ведь сообщество – это множество возможностей, это основные тенденции и важнейшие проблемы. Мой путь развития оказывается вписанным в общую карту эволюции профессии. Наконец, кто еще может похвалить профессионала лучше и ценнее, чем другой профессионал? Домашние любят и гордятся. Начальник премирует и ругает. В сообществе же можно найти поддержку и получить адекватную оценку.

Редкий специалист вырастает в большого-большого профессионала в одиночку, сам по себе. И в любом случае его гордая осанка и уровень его гонораров не могут не вызывать вопросов: «а кто, собственно, сказал, что он столько «стоит»? на каких  весах и с помощью какой меры был измерен его профессионализм?». Профессиональное сообщество дает нам силу, измерительный инструмент для самооценки. Оно – наш главный учитель, наша профессионально-этическая рамка, наша «мера весов», наш пьедестал и наша «доска позора». Наше зеркало. В общем, наше профессиональное «все». И этим объясняется,  столь часто встречающаяся, особенно сейчас, «тоска по своим» —  потребность поговорить в своем кругу и на своем языке, жаловаться на только «нам» понятные, проблемы («Представляете? Они же ни во что не вникают!!! Все портят, все рушат!» — «Да-а-а-а»).

Все непросто  сейчас в датском королевстве, больше известном, как система российского образования. Тревожно, смутно. И «тоска по сообществу» нарастает.

Конечно, были и есть традиционные формы: конференции, профессиональные издания и Интернет-порталы (их тоже уже можно отнести к традиционным), методические объединения и некоммерческие организации. Судьба их складывается различно. Сетевые сообщества растут и ширятся. Некоторые из них все больше напоминают немыслимого размера «черкизовский рынок», где есть все, от пошлого примитива до произведений ручного работы, от парадных вывесок до многоэтажных подвалов. Хождение по блогам таких порталов превращается в многочасовое блуждание, в котором  крайне трудно установить для себя какую-то систему. И еще сложнее потом, когда вырвешься из паутины, ответить себе самой на вопрос: а не зря ли было потрачено это время? Тем не менее, там есть жизнь. Там есть авторское начало, дух здорового профессионального соперничества и не менее здоровой взаимоподдержки.

«Бумажные издания» героически борются за подписчиков, шлифуя стиль, отбирая авторов, выверяя темы, но пядь за пядью отступают перед лицом тотального безденежья и Интернета. Некоммерческие организации – ассоциации, общества, федерации – большей частью занимаются борьбой за гранты и лишь редкие из них продолжают выполнять ту функцию, ради которой возникли – помогать свои членам профессионально расти, защищать их, поддерживать, при необходимости – высказывать общественное порицание.

Конференции… Давайте честно: в преобладающем большинстве случаев это – реликтовые образования. Мезозойская эра. В них есть историческая ценность и даже определенный эстетический шарм. Но в них нет жизни и нет конкретного профессионала с его заботами и проблемами. Исключения? Есть. И они только усиливают общую тоску: ведь можно даже конференцию провести так, чтобы душа пела и голова работала! Можно, но, видимо, не нужно. То же – с методическими объединениями. То там, то здесь с радостью обнаруживаешь реально работающие МО, творческие группы, подчас выдающие профессиональный продукт, который уже много лет даже во сне не видят чудом сохранившиеся научные подразделения вузов и академий.

Вот такая ситуация. Потребность есть, а сложившихся способов ее удовлетворения – почти нет. Естественно, что при этом, в разных местах происходят маленькие, средние и большие события. Профессиональные чудеса. Находятся люди, группы людей, создающих живые, настоящие профессиональные сообщества. Иногда – что-то  только для совсем  своих, камерное.  Иногда удается создать нечто более масштабное и открытое для многих. Мне кажется, что именно к таким профессиональным сообществам относится то, которое возникло вокруг и благодаря Всероссийской неделе психологии образования. Я хочу немного рассказать вам, уважаемые читатели, об этом сообществе и пригласить присоединиться к нам.

Неделя психологии образования – это традиционный ежегодный проект Издательского дома «Первое сентября» и Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Летом 2012 года она состоится уже в восьмой раз. Очень трудно определить жанр это мероприятия. Форум? Конференция? Обучающий семинар? Саммит? Определенные черты сходства прослеживаются с каждой из этих форм, но в целом … нет, это все не то и не про то. Вот что прежде всего отличает Неделю от всего перечисленного:

— приоритет практического знания и практического опыта;

— опора на творческий потенциал и профессиональные достижения коллег из  различных регионов России;

— эмоционально-ценностное объединение разных специалистов системы образования – педагогов, психологов, воспитателей, логопедов и др.;

— разнообразие форм профессионального общения в рамках мероприятия;

— открытость, равноправие, творческий дух.

Неделя психологии образования – время и место встречи специалистов, работающих в системе образования. Это ШКОЛА для профессионалов,  КЛУБ единомышленников, АРЕНА научных споров, МАСТЕРСКАЯ уникальных специалистов, ЛАБОРАТОРИЯ новых технологий, МАСТЕР-КЛАСС длиною в 5 дней… Это маленькая и очень насыщенная ЖИЗНЬ рядом с друзьями, морем, горами и солнцем.

Среди форм, которые создают особую атмосферу Недели — профессиональные зарядки, утренние монологи и мастер-классы, проблемные лекции и авторские мастерские, дискуссионные клубы и психологический «Гайд-парк», начинающие день акции и вечерние встречи «у камелька». Бывают даже «профессиональные сказки на ночь», методические дискотеки, психологические конкурсы актерского мастерства и КВН-ы. Дни Недели чрезвычайно насыщены, параллельно проходит 4-6 мероприятий и, по свидетельствам очевидцев, обучение продолжается даже ночью: участники рассказывают друг другу содержание мероприятий, которые им удалось посетить.

Очень важно, что каждая Неделя не похожа на предыдущую, имеет свою игровую оболочку, свою тему, которая позволяет задать определенный вектор нашим размышлениям о профессии: «Машина времени», «Перекресток», «Психологическая Одиссея», «Четыре стихии», «Восхождение»….  Неделя, которая пройдет летом 2012 года, называется «Восьмое измерение» (хочется верить, что все эти метафоры вас заинтриговали!).

Меняются темы, каждая из них по-своему расставляет содержательные акценты. А что же сохраняется? Ценностные приоритеты: мы – те, кто помогает человеку развиваться и становится Человеком — это миссия наших профессий. И цели: поддержка профессионального сообщества, создание ситуации развития каждого участника.

Конечно, наша Неделя не претендует на то, чтобы заменить все остальные формы жизни профессионального сообщества педагогов и психологов. Она заняла свое место, заявила свою особую роль. Это —  создание особой атмосферы творчества, самораскрытия, ценностного диалога, которые  превращают участие в Неделе в «долгоиграющий ресурс» развития самих педагогов и психологов. И, как следствие – их воспитанников, их учеников.

Я желаю вам, уважаемые коллеги, найти свое сообщество. И вместе с ним обрести право и возможность профессионального роста и поддержки. И еще – присоединяйтесь к нам, приезжайте на Неделю! Вы убедитесь: трудно представить себе более красивую точку очередного рабочего года и более мощный старт в свое профессиональное завтра!

Битянова Марина Ростиславовна, директор Центра «ТОЧКА ПСИ», научный руководитель проекта «Неделя психологии образования».

 

Журнал «Школьный психолог»

Журнал «Вестник практической психологии образования»

Журнал «Вопросы психологии»

Журнал «Воспитание школьников»

  • Журнал «Воспитание школьников» №3, 2005 г. — Шувалов А.В. Первая Всероссийская Неделя школьной психологии