IV Неделя — «Четыре стихии»
29 сентября – 4 октября 2007 г.
Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена» (город-курорт Анапа, Краснодарский край)
Приветственное письмо
Здравствуйте, друзья и коллеги!
Мы снова вместе!
Снова здесь — на тёплом берегу Чёрного моря, под сенью Кавказских гор.
Мы готовы к новым открытиям, к новым путешествиям в высь и в глубь нашей удивительной работы.
На этот раз нас ждет Тайна.
Тайна нашей Профессии.
Так уподобимся же великим романтикам прошлого – учёным-алхимикам! В их отношениях с Тайной всегда присутствовали разум и мечта, и надежда на чудо, и великое упорство, и вера в то, что тайны открываются тем, чьи глаза распахнуты, и помыслы чисты…
Профессия психолога образования многолика и многогранна, в ней переплетается мимолётное и сущее, актуально-сегодняшнее и традиционное, банальное и необычное, типическое и креативное, научное и житейское. Множество сил в этом мире влияют на то, какие задачи ставит перед собой психолог образования, на какие ценности опирается, что считает мерилом и критерием эффективности, для чего и ради чего работает. Национальные традиции и научные школы, гуманистические ценности и реалии новых стандартов, финансовые сложности и социальные ожидания — из всего этого переплетения сил и влияний, долженствований и творческих устремлений рождается Стиль, Позиция… Рождается Профессионал.
Профессионал – понятие динамическое. Единожды став на этот путь, ты «обречён» на развитие, изменение, рост. Ты впитываешь в себя всё новое, соотносишь со своими ценностями и основами, перерабатываешь в личный опыт и постоянно растёшь. Остановившийся в развитии профессионал – это нонсенс. Значит, профессионала больше нет: есть только должность, трудовая книжка, рабочий стол с пожелтевшими бумажками.
Быть Профессионалом – значит владеть Тайной. Найти свой уникальный сплав смыслов, ценностей, задач и методов. Эту Тайну не продашь и насильно не вручишь другому. Но её можно открыть для самого себя. И ею можно поделиться с тем, кто готов слышать, чьи глаза распахнуты, и помыслы чисты. Тайны дарятся…
Неделя школьной психологии дарит всем нам возможность открыть Тайну для себя и для других…
Программа
29 сентября
12.00. — Регистрация участников (до 18.00)
15.00. — Знакомство участников
20.00. — Открытие IV Всероссийской Недели школьной психологии «Четыре стихии»
30 сентября — «Стихия ЗЕМЛИ»
9.30. — Пролог дня
10.00. — Монолог М. Битяновой (Москва) «Антропологический подход в образовании – вечная идея в новом обличии»
11.00. — Проблемные лекции или авторские размышления на тему
«Моя профессиональная философия»:
- Г. Цукерман (Москва) «Новые цели и ценности образования: компетентность – это дань моде или вызов времени?».
- А. Шувалов (Москва) «Практическая психология образования в фокусе профессиональной сверхзадачи».
- И. Вачков (Москва) «О бедном субъекте замолвите слово… или Зачем психологу-практику методология?».
- М. Семаго, Н. Семаго (Москва) «Школьный консилиум и ПМПК: две стороны одной медали».
- О. Хухлаева (Москва) «Проверь вакцину на себе» или Возрастные кризисы взрослых: как их проживаю я, как будешь ты».
- Е. Александрова (Саратов) «Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия родителей и детей».
15.00. — Тематические гостиные «Рыхлим почву»
1. «Большая психологическая игра в работе психолога образования».
Ведущая М. Битянова.
- О. Черняк (Нефтеюганск) «Неделя школьной психологии как средство создания развивающей среды в образовательном учреждении».
- О. Демидова (Екатеринбург) «Опыт проведения психологической эстафеты».
- М. Панфилова (Москва) «Игровые минутки для младших школьников».
- М. Гнетковская (Тольятти) «Черно-белая Неделя психологии в школе».
2. «Притча и сказка в работе психолога и педагога». Ведущий И. Вачков.
- Н. Сакович (Минск) «Несказочные возможности сказки в практике подросткового психолога».
- А. Теплицкая (Москва), М. Марченкова (Москва) «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках».
- Т. Евсеева (Харашибирь) «Сказкотерапия в работе психолога».
3. «Работа с родителями: возможности и ограничения». Ведущая О. Хухлаева.
- С. Шевченко (Москва) «Как быть рядом с родителем, а не вместо родителя».
- И. Рябова (Северодвинск) «Как сделать родителя партнером дошкольного учреждения? Технология работы с семьей».
- О. Венгерская (Анапа) «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: возможности и ограничения».
- Т. Беглова (Москва) «Детско-родительские игры в профориентационной работе школьного психолога».
- В. Тановицкая (Санкт-Петербург) «Родители и дети: Как понимать друг друга?».
4. «Школьные «рубежи»: психологические проблемы адаптации». Ведущая Е. Александрова
- Л. Рише (Барнаул) «Моделирование игровых коррекционно-развивающих программ для младших школьников».
- Н. Локалова (Москва), Л. Кобзева (Москва) «Адаптация к старшей школе в рамках профильного обучения».
- Т. Меркулова (Москва) «Я сам»: пятиклассник в процессе адаптации».
- Н. Болсуновская (Красноярск) «Командная работа специалистов гимназии в организации преемственности между начальной и средней школой».
- В. Тарахтий (Санкт-Петербург) «Адаптация старшеклассников к реалиям современной жизни через личностный рост и профессиональное самоопределение».
Авторские мастерские
5. И. Лейбман (Москва) «В чужом монастыре»: тренинг формирования толерантности для подростков».
6. Н. Семаго (Москва) «Пространство проблемного ребенка».
17.30. — Час модератора
20.00. — Творческий вечер
1 октября — «Стихия ВОЗДУХА»
9.30. — Пролог дня
10.00. — Монолог И. Вачкова (Москва) «Волшебство воображения: образы и метафоры в психологической работе».
11.00. — Мастер-классы молодых психологов «Свежий ветер»
- И. Телегина (Москва) «Большая психологическая игра: авторский подход к практическим инструментам».
- М. Чибисова (Москва) «Межэтнические проблемы в школе».
- А. Теплицкая (Москва) «Возможности моделирования игрового сценария: «Мосты и берега».
- О. Хухлаев (Москва) «Психологическое сопровождение детей-мигрантов в системе образования».
- С. Шевченко (Москва) «Новые подходы в работе с родителями: Технология создания и проведения тематических и консультативных семинаров для родителей подростков».
- А. Кривцова (Москва) «Пятый элемент» или «непсихологические» формы работы психолога (на примере работы с подростками)».
15.00. — Авторские мастерские «В поисках ресурсов…»
- Е. Белинская (Минск) «Волшебные скульпторы: использование гипса в работе с детьми и педагогами в дошкольном учреждении».
- Э. Осипук (Брест) «ОтражениЯ»: развитие самосознания у детей и подростков».
- И. Стишенок (Гомель) «Развитие самопознания подростков через сказкотерапевтический тренинг «Хамелеон, Бабочка и другие»».
- Н. Науменко (Краснодар) «Диптаун»: работа с эмоциональным выгоранием методом арт-терапии».
- Е. Куличковская (Краснодар) «Путешествие в страну Бумбонию» (авторская настольная сказкотерапевтическая игра для детей 4-10 лет).
- Е. Силинский (Санкт-Петербург) «Профилактика стрессовых расстройств с помощью навыков саморегуляции».
17.30. — Час модератора
20.00. — Творческий вечер
2 октября — «Стихия ОГНЯ»
9.30. — Пролог дня
10.00. — Монолог А. Савенкова (Москва) «Психология творчества».
11.00. — Мастер-классы «Психология, искусство, творчество»
- И. Вачков (Москва) «Как создаются тренинговые техники».
- Н. Сакович (Минск) «Я выбираю жизнь!» Профилактика и коррекция суицидального поведения у детей и подростков».
- М. Панфилова (Москва) «Сказкотерапия для младших школьников».
- Л. Мардер (Северодвинск) «Арт-терапия с детьми 5-10 лет: воссоздание периода детских мараний. Работа с группой».
- А. Савенков (Москва) «Исследовательское обучение в детском саду и начальной школе».
- Е. Бурмистрова (Москва) «Возможности юмора в преодолении профессионально обусловленных кризисов».
15.00. — Авторские мастерские «В поисках ресурсов…»
- А. Теплицкая (Москва), М. Марченкова (Москва) «Ах, если бы сбылась моя мечта…»: Сказкотерапия средствами психодрамы в работе детского психолога».
- Г. Мухачева (Чусовой) «Учимся властвовать собой: опыт использования комнаты психологической разгрузки для коррекции эмоционального состояния подростков».
- Л. Зубова (Москва), О. Веселкова (Москва) «Психологические акции в выездных интеллектуальных лагерях гимназии».
- Н. Фомина (Развилково) «Психолого-педагогическое сопровождение иноязычных первоклассников, испытывающих трудности в освоении русского языка».
- Е. Главник (Киев) «Будущее начинается сегодня»: Технология организации и проведения оздоровительно-образовательной программы для школьников 5-8 классов «Хочу быть психологом».
- С. Алехина (Москва) «Конфликт: стресс или развитие?».
- Н. Болсуновская (Красноярск) «Тайм-менеджмент для младших школьников и младших подростков, или Как научить ребенка управлять своим временем».
17.30. — Час модератора
20.00. — Круглые столы и дискуссионные клубы «Новая реальность и психолог образования»
- «Мифы и легенды педагогической психологии». Ведущий А. Савенков (Москва).
- «Ребенок и компьютер». Ведущий А. Шувалов (Москва).
- «Аутизм: эпидемия или гипердиагностика?». Ведущие Н. Семаго (Москва), М. Семаго (Москва).
- «Психология безопасности: ребенок и современные культовые новообразования». Ведущая Е. Бурмистрова (Москва).
- «Толерантность в школе: миф или насущная необходимость». Ведущий О. Хухлаев (Москва).
- «Инновации в школе: плюсы и минусы». Ведущая М. Безруких (Москва).
3 октября — «Стихия ВОДЫ»
9.30. — Пролог дня
10.00. — Монолог А. Шадура (Москва) «Лабиринты отражений: мы в профессии и профессия в нас».
11.00. — Мастер-классы «Акватория психологии»
- А. Шадура (Москва) «Консультант в поисках Метода: интеллектуальное путешествие от проблемы к психотехнике и обратно».
- А. Шувалов (Москва) «Четыре стихии в педагогике и психотерапии».
- М. Безруких (Москва), Т. Филиппова (Москва) «УМК «Ступеньки к школе»: принцип, методика, организация работы с детьми 4,5-6,5 лет при подготовке к школе».
- О. Хухлаева (Москва) «Личностно-ориентированное обучение: не миф, если в его организацию вмешался психолог».
- Г. Цукерман (Москва) «Зачем и как превратить урок в основной диагностический инструмент школьного психолога?».
- М. Битянова (Москва), Т. Беглова (Москва), Т. Меркулова (Москва) «Психологические аспекты мастерства педагога-воспитателя: подходы к организации профессионального обучения классных руководителей».
15.00. — Проектные семинары и презентации:
- Н. Сакович (Минск) «Психологическая игра – проект «Погружение» (Проектный семинар).
- В. Медушевский (Москва) «Стратегии сотрудничества педагога и психолога в ситуациях невыполнения учеником учительского требования» (Проектный семинар).
- Е. Александрова (Саратов) «Решение проблемы ребенка посредством индивидуальной траектории его развития» (Проектный семинар).
- Е. Азлецкая (Краснодар) «Путь от «дерева перспективных проблем» до «дерева оптимальных решений», или Организация и проведение мониторинга психологического сопровождения эксперимента в образовании» (Презентация).
- Т. Буланова (Свободный), Ю. Сафина (Свободный), Е. Рясова (Свободный) «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в «Школе добра, радости и успеха» (Презентация).
- В. Тарахтий (Санкт-Петербург), В. Тановицкая (Санкт-Петербург) «Проект «Стратегия жизни»: опыт реализации» (Презентация).
17.30. — Подготовка к Закрытию Недели.
20.00. — Закрытие IV Всероссийской Недели школьной психологии «Четыре стихии».