V Неделя — «Перекресток»

26 июня — 1 июля 2009 г.
Пансионат Актер, г. Сочи, Краснодарский край, РФ

Приветственное письмо

Дорогие друзья!

Эта Неделя школьной психологии – пятая по счету. Впору говорить о традиции… А традиции вселяют уверенность, дают надежду на стабильность, создают удивительное чувство защищенности и основательности. Хочется верить, что все, прошедшее хоть какую-то проверку временем, достойно существования, одобрения. Вместе с вами мы создали традицию, в которую хочется верить – нашу Неделю.

Да, она пятая по счету. А с цифрой пять связаны представления о первом юбилее, первой «круглой» дате. Юбилейное событие солидно, торжественно, основательно. Цифра пять предает юбиляру особый вес, делает его значительным. И это еще одна традиция.

Все бы хорошо. Ну, действительно: пятая, традиционная, юбилейная Неделя школьной психологии. Жанр определен, торжественные речи заготовлены, юбиляр пострижен и надушен, приличествующие одежды выглажены и ждут своего часа. Наступает заслуженное время заздравных речей, красивых кожаных папок с добрыми  в меру банальными текстами и размеренного застолья.

Все бы хорошо…, но ведь можно взглянуть на ситуацию совсем с другой стороны. И тогда, любая круглая дата – это сигнал, что все стало слишком определенно и понятно, а время-то, а жизнь-то бегут вперед, не принимая в расчет наше стремление к стабильности и успокоенности. И тогда юбилей – это повод тихонечко покинуть застолье в собственную честь, выскользнуть во двор, в тень, подальше от электрических огней, дойти до перекрестка и поднять глаза к небу… Посмотреть на звезды, найти среди них одну, самую яркую или вообще «самую»… и сделать шаг. Шаг вперед, или в сторону, просто следующий шаг. И вот перекресток уже позади, а впереди – новый поворот собственной истории, новые возможности и задачи. Мы их решаем, мы реализуем свой новый потенциал, обретаем уверенность и основательность, не думая о том, что уже совсем рядом – новый перекресток. Может быть, трех, может быть, пяти, а то и вовсе семи дорог.

Мы приглашаем вас на Перекресток, на профессиональное перепутье. Приглашаем к размышлению о дальнейших путях нашей странной профессии и нашем будущем в ней. Мы создаем для вас ситуацию выбора – игрового, сказочного, безопасного… Но со времен  маленькой девочки Алисы мир знает, как тонка грань придуманного и реального. Воспользуемся же нашим маленьким юбилеем для того, чтобы поразмышлять о возможном, увидеть новые пути и выбрать очередную дорогу … до следующего перекрестка.

Программа

26 июня

12.00. — Регистрация участников.
15.00. — Знакомство участников друг с другом и с программой Недели.
20.00. — Открытие V-й Всероссийской Недели школьной психологии «Перекрѐсток».

27 июня — «ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА»

8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог В. Слободчикова (Москва) «Философия и антропология современного образования».
9.50. — Дискуссия «Три источника – три составные части образовательной практики». Ведущая – М. Битянова (Москва).
11.00. — Проблемные лекции или авторские размышления на тему «От методологии к психологической практике в образовании»

  • М. Семаго (Москва) «Психолог образования на перекрестке методологий».
  • И. Вачков (Москва) «Философия субъектности как основа психологической практики».
  • М. Битянова (Москва) «Психолого-педагогическое сопровождение: от идеи – к технологии».
  • Л. Лебедева (Москва) «Арт-терапия в пространстве образования: ״Пойди туда – не знаю куда, принеси то…״».
  • А. Шувалов (Москва) «Антропологические основы профессиональной практической деятельности в образовании».

16.00. — Мастер-классы на тему «От методологии к психологической практике в образовании»

  • М. Чибисова (Москва) «Концепция ״зоны ближайшего развития״ в коррекционной работе: работа с ребенком и родителем».
  • С. Алехина (Москва) «Мониторинг в работе школьного психолога: что даст нам умение видеть процесс?».
  • И. Вачков (Москва) «Психологическая матрица тренинга –воплощение идей субъектного подхода».
  • Л. Лебедева (Москва) «״Рисунок семьи в образах цветов״ (авторская проективная методика».
  • А. Савенков (Москва) «Проектирование и исследование в современном образовании».

20.00. — Арт-студии для участников. Ведущие Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь), И. Стишенок (Гомель, Республика Беларусь), Э. Осипук (Брест, Республика Беларусь).

28 июня — «ТЕРРИТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог В. Слободчикова (Москва) «Психологические проблемы современного образования».
10.00. — Мастер-классы «Территория психологии»

  • Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «״Хождение по мукам״: в поисках профессионального прозрения».
  • Н. Семаго (Москва) «Пересечение пространств: формирование пространственных представлений как интеграция психологических, логопедических и педагогических технологий».
  • С. Шевченко (Москва) «Социальное проектирование в образовании: оригинальные формы развития социальной активности у подростков и их семей».
  • О. Хухлаева (Москва) «Нужны ли России в условиях кризиса оптимисты, или Что может сделать психолог для родителей, педагогов, учащихся».
  • Л. Мардер (Северодвинск) «Арт-терапия в решении эмоционально-личностных проблем дошкольников и младших школьников».

15.30. — Авторские мастерские «На своем поле»

  • Е. Бурмистрова (Москва) «Синдром «усталости сопереживания»: как распознать и как бороться».
  • Т. Филиппова (Москва) «Что такое готовность к школе и как еѐ определить?».
  • А. Шадура (Москва) «״А кто я теперь?״: поиск адекватных ролевых позиций психолога в отношениях с разными субъектами образования».
  • Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «״Территория нелюбви״:
  • сопровождение кризисной семьи».
  • М. Семаго (Москва) «ЦТО-социометрия как инструмент мониторинга образовательной среды».

17.00. — Авторские мастерские «На своем поле»

  • И. Лейбман (Москва) «Консультирование в школе: возможности и границы».
  • И. Стишенок (Гомель, Республика Беларусь) «״Взрослые״ проблемы ״детского״ возраста».
  • А. Кривцова (Москва) «Метафора в работе школьного психолога».
  • Э. Осипук (Брест, Республика Беларусь) «״И ритм Часов судьбы своей лишь Человек определяет״: психологическая игра для подростков и педагогов ״Планета Времени״».
  • Н. Никитина (Ульяновск) «Смысл жизни и призвание человека: способы организации смыслопоисковой деятельности учащихся».

29 июня — «TERRA INCOGNITA»

8.45. — Пролог дня
9.00. — Монологи «Психолог на сопредельных территориях»

  • М. Безруких (Москва) «Мифы и реалии о функционировании мозга ребенка».
  • Е. Александрова (Саратов) «Современные образовательные инициативы: насколько они поддержаны и поддерживаемы психологами».
  • А. Шадура (Москва) «Психология в социальной работе: возможности и парадоксы».

11.00. — Авторские мастерские «Сталкер»

  • Т. Аржакаева (Видное) «״Девчонки + Мальчишки = ?״: психологическое занятие для младших школьников и подростков по осознанию и изменению установок в межполовых отношениях».
  • Т. Корнеева (Москва) «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей».
  • А. Белкина (Усть-Юган) «Неделя психологии ״Я – подросток״».
  • О. Шаграева (Москва) «Секреты родительского мастерства».
  • Н. Скворцова (Куть-Ях) «Организация и проведение в школе ״Недели Успеха״: новые подходы к психологической подготовке школьников к итоговым и экзаменационным испытаниям».

15.30. — Авторские мастерские «Сталкер»

  • О. Хухлаева (Москва) «״Вас просит помочь педагог-организатор״, или Как классный руководитель работает с детьми агрессивными, депрессивными, тревожными…».
  • Е. Бурмистрова (Москва) «Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в кризисной ситуации».
  • Е. Александрова (Саратов) «Классный руководитель как профессионал, объединяющий школьных психологов и учителей».
  • А. Шувалов (Москва) «В поиске симфонии, или Образовательное пространство без ״нейтральных полос״».
  • А. Теплицкая (Москва) «Игра как инструмент в психологическом мониторинге социальных и коммуникативных компетентностей подростков».

17.15. — Авторские мастерские «Сталкер»

  • М. Ступницкая (Москва) «Проектная деятельность в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса».
  • С. Галанина (Нефтеюганск) «Психологическая трилогия «На переходе»».
  • Т. Коттл (штат Вирджиния, США) «Конфликт в классе: кто виноват и что делать?».
  • Н. Воробьева (Москва) «״Оценки приходят в гости״: психологические приемы работы на этапе введения оценок».
  • Н. Баринова (Москва) «Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи в ДОУ».

20.00. — Круглые столы и дискуссионные клубы «Психолог на педагогической территории»

  • Е. Бурмистрова (Москва) «Моббинг в образовании – миф или реальность?».
  • М. Безруких (Москва) «Нужны ли знания психофизиологии развития для разработки инноваций в образовании?».
  • М. Семаго (Москва), Н. Семаго (Москва) «Психолог: центр образовательной Вселенной или метеорит?».
  • А. Савенков (Москва) «Научное знание и ״научные״ мистификации».

30 июня — «ПЕРЕКРЕСТОК СЕМИ ДОРОГ…»

8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог М. Битяновой (Москва) «Психолог в образовании: что показал мониторинг…».
10.00. — Авторские мастерские «Свой путь»

  • М. Ступницкая (Москва) «Подходы к критериальному оцениванию образовательных достижений учащихся».
  • Ю. Мукосеева (Москва) «Развивающие возможности ЕГЭ».
  • Т. Булавина, Н. Захарова, Е. Камышанова (ЗАТО «Свободный») «Основные подходы, система работы, совместная деятельность ״Ученик – Учитель – Психолог – Родитель״ в рамках факультетов АКАДЕМИИ УСПЕХА».
  • О. Лашина (Кизема) «Глаза в глаза: профилактика ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».

11.15. — Авторские мастерские «Свой путь»

  • С. Панченко (Тихорецк) «Повышение психологической культуры учителя как основа гуманизации образовательного процесса».
  • Т. Копытова (Салым) «Организация и проведение в школе Дня психологического здоровья педагогов».
  • Е. Кац (Москва) «От внимания к слову – к раскрытию смысла текста».
  • С. Шитухина (Северодвинск) «Опыт психолого-педагогической работы с родительскими ожиданиями в ДОУ».
  • Е. Гращенкова (Москва) Художественный текст в работе психолога: развивающие возможности литературного чтения».

16.00. — Проектные семинары

  • Е. Александрова (Саратов) «Психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальной траектории развития ребенка».
  • Л. Мардер (Северодвинск) «Региональное профессиональное сообщество: преимущества, задачи развития, подводные камни».
  • Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «Игра-проект ״ШПС-навигация״, или Проект «Развитие ״Хочу и делаю״» у детей и взрослых».
  • М. Чибисова (Москва) «Психологическая подготовка к экзамену: ресурсы школьного психолога (о ЕГЭ и не только)».
  • О. Хухлаева (Москва) «Психолог на перемене: типологизация точечных воздействий психолога в отношении учащихся и педагогов».
  • И. Лейбман (Москва) «״Моя карта״: создание карты деятельности педагога-психолога».

20.00. — Закрытие V Всероссийской Недели школьной психологии «Перекресток».

1 июля

до 12.00. — Отъезд участников