V Неделя — «Перекресток»
26 июня — 1 июля 2009 г.
Пансионат Актер, г. Сочи, Краснодарский край, РФ
Приветственное письмо
Дорогие друзья!
Эта Неделя школьной психологии – пятая по счету. Впору говорить о традиции… А традиции вселяют уверенность, дают надежду на стабильность, создают удивительное чувство защищенности и основательности. Хочется верить, что все, прошедшее хоть какую-то проверку временем, достойно существования, одобрения. Вместе с вами мы создали традицию, в которую хочется верить – нашу Неделю.
Да, она пятая по счету. А с цифрой пять связаны представления о первом юбилее, первой «круглой» дате. Юбилейное событие солидно, торжественно, основательно. Цифра пять предает юбиляру особый вес, делает его значительным. И это еще одна традиция.
Все бы хорошо. Ну, действительно: пятая, традиционная, юбилейная Неделя школьной психологии. Жанр определен, торжественные речи заготовлены, юбиляр пострижен и надушен, приличествующие одежды выглажены и ждут своего часа. Наступает заслуженное время заздравных речей, красивых кожаных папок с добрыми в меру банальными текстами и размеренного застолья.
Все бы хорошо…, но ведь можно взглянуть на ситуацию совсем с другой стороны. И тогда, любая круглая дата – это сигнал, что все стало слишком определенно и понятно, а время-то, а жизнь-то бегут вперед, не принимая в расчет наше стремление к стабильности и успокоенности. И тогда юбилей – это повод тихонечко покинуть застолье в собственную честь, выскользнуть во двор, в тень, подальше от электрических огней, дойти до перекрестка и поднять глаза к небу… Посмотреть на звезды, найти среди них одну, самую яркую или вообще «самую»… и сделать шаг. Шаг вперед, или в сторону, просто следующий шаг. И вот перекресток уже позади, а впереди – новый поворот собственной истории, новые возможности и задачи. Мы их решаем, мы реализуем свой новый потенциал, обретаем уверенность и основательность, не думая о том, что уже совсем рядом – новый перекресток. Может быть, трех, может быть, пяти, а то и вовсе семи дорог.
Мы приглашаем вас на Перекресток, на профессиональное перепутье. Приглашаем к размышлению о дальнейших путях нашей странной профессии и нашем будущем в ней. Мы создаем для вас ситуацию выбора – игрового, сказочного, безопасного… Но со времен маленькой девочки Алисы мир знает, как тонка грань придуманного и реального. Воспользуемся же нашим маленьким юбилеем для того, чтобы поразмышлять о возможном, увидеть новые пути и выбрать очередную дорогу … до следующего перекрестка.
Программа
26 июня
12.00. — Регистрация участников.
15.00. — Знакомство участников друг с другом и с программой Недели.
20.00. — Открытие V-й Всероссийской Недели школьной психологии «Перекрѐсток».
27 июня — «ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА»
8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог В. Слободчикова (Москва) «Философия и антропология современного образования».
9.50. — Дискуссия «Три источника – три составные части образовательной практики». Ведущая – М. Битянова (Москва).
11.00. — Проблемные лекции или авторские размышления на тему «От методологии к психологической практике в образовании»
- М. Семаго (Москва) «Психолог образования на перекрестке методологий».
- И. Вачков (Москва) «Философия субъектности как основа психологической практики».
- М. Битянова (Москва) «Психолого-педагогическое сопровождение: от идеи – к технологии».
- Л. Лебедева (Москва) «Арт-терапия в пространстве образования: ״Пойди туда – не знаю куда, принеси то…״».
- А. Шувалов (Москва) «Антропологические основы профессиональной практической деятельности в образовании».
16.00. — Мастер-классы на тему «От методологии к психологической практике в образовании»
- М. Чибисова (Москва) «Концепция ״зоны ближайшего развития״ в коррекционной работе: работа с ребенком и родителем».
- С. Алехина (Москва) «Мониторинг в работе школьного психолога: что даст нам умение видеть процесс?».
- И. Вачков (Москва) «Психологическая матрица тренинга –воплощение идей субъектного подхода».
- Л. Лебедева (Москва) «״Рисунок семьи в образах цветов״ (авторская проективная методика».
- А. Савенков (Москва) «Проектирование и исследование в современном образовании».
20.00. — Арт-студии для участников. Ведущие Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь), И. Стишенок (Гомель, Республика Беларусь), Э. Осипук (Брест, Республика Беларусь).
28 июня — «ТЕРРИТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог В. Слободчикова (Москва) «Психологические проблемы современного образования».
10.00. — Мастер-классы «Территория психологии»
- Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «״Хождение по мукам״: в поисках профессионального прозрения».
- Н. Семаго (Москва) «Пересечение пространств: формирование пространственных представлений как интеграция психологических, логопедических и педагогических технологий».
- С. Шевченко (Москва) «Социальное проектирование в образовании: оригинальные формы развития социальной активности у подростков и их семей».
- О. Хухлаева (Москва) «Нужны ли России в условиях кризиса оптимисты, или Что может сделать психолог для родителей, педагогов, учащихся».
- Л. Мардер (Северодвинск) «Арт-терапия в решении эмоционально-личностных проблем дошкольников и младших школьников».
15.30. — Авторские мастерские «На своем поле»
- Е. Бурмистрова (Москва) «Синдром «усталости сопереживания»: как распознать и как бороться».
- Т. Филиппова (Москва) «Что такое готовность к школе и как еѐ определить?».
- А. Шадура (Москва) «״А кто я теперь?״: поиск адекватных ролевых позиций психолога в отношениях с разными субъектами образования».
- Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «״Территория нелюбви״:
- сопровождение кризисной семьи».
- М. Семаго (Москва) «ЦТО-социометрия как инструмент мониторинга образовательной среды».
17.00. — Авторские мастерские «На своем поле»
- И. Лейбман (Москва) «Консультирование в школе: возможности и границы».
- И. Стишенок (Гомель, Республика Беларусь) «״Взрослые״ проблемы ״детского״ возраста».
- А. Кривцова (Москва) «Метафора в работе школьного психолога».
- Э. Осипук (Брест, Республика Беларусь) «״И ритм Часов судьбы своей лишь Человек определяет״: психологическая игра для подростков и педагогов ״Планета Времени״».
- Н. Никитина (Ульяновск) «Смысл жизни и призвание человека: способы организации смыслопоисковой деятельности учащихся».
29 июня — «TERRA INCOGNITA»
8.45. — Пролог дня
9.00. — Монологи «Психолог на сопредельных территориях»
- М. Безруких (Москва) «Мифы и реалии о функционировании мозга ребенка».
- Е. Александрова (Саратов) «Современные образовательные инициативы: насколько они поддержаны и поддерживаемы психологами».
- А. Шадура (Москва) «Психология в социальной работе: возможности и парадоксы».
11.00. — Авторские мастерские «Сталкер»
- Т. Аржакаева (Видное) «״Девчонки + Мальчишки = ?״: психологическое занятие для младших школьников и подростков по осознанию и изменению установок в межполовых отношениях».
- Т. Корнеева (Москва) «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей».
- А. Белкина (Усть-Юган) «Неделя психологии ״Я – подросток״».
- О. Шаграева (Москва) «Секреты родительского мастерства».
- Н. Скворцова (Куть-Ях) «Организация и проведение в школе ״Недели Успеха״: новые подходы к психологической подготовке школьников к итоговым и экзаменационным испытаниям».
15.30. — Авторские мастерские «Сталкер»
- О. Хухлаева (Москва) «״Вас просит помочь педагог-организатор״, или Как классный руководитель работает с детьми агрессивными, депрессивными, тревожными…».
- Е. Бурмистрова (Москва) «Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в кризисной ситуации».
- Е. Александрова (Саратов) «Классный руководитель как профессионал, объединяющий школьных психологов и учителей».
- А. Шувалов (Москва) «В поиске симфонии, или Образовательное пространство без ״нейтральных полос״».
- А. Теплицкая (Москва) «Игра как инструмент в психологическом мониторинге социальных и коммуникативных компетентностей подростков».
17.15. — Авторские мастерские «Сталкер»
- М. Ступницкая (Москва) «Проектная деятельность в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса».
- С. Галанина (Нефтеюганск) «Психологическая трилогия «На переходе»».
- Т. Коттл (штат Вирджиния, США) «Конфликт в классе: кто виноват и что делать?».
- Н. Воробьева (Москва) «״Оценки приходят в гости״: психологические приемы работы на этапе введения оценок».
- Н. Баринова (Москва) «Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи в ДОУ».
20.00. — Круглые столы и дискуссионные клубы «Психолог на педагогической территории»
- Е. Бурмистрова (Москва) «Моббинг в образовании – миф или реальность?».
- М. Безруких (Москва) «Нужны ли знания психофизиологии развития для разработки инноваций в образовании?».
- М. Семаго (Москва), Н. Семаго (Москва) «Психолог: центр образовательной Вселенной или метеорит?».
- А. Савенков (Москва) «Научное знание и ״научные״ мистификации».
30 июня — «ПЕРЕКРЕСТОК СЕМИ ДОРОГ…»
8.45. — Пролог дня
9.00. — Монолог М. Битяновой (Москва) «Психолог в образовании: что показал мониторинг…».
10.00. — Авторские мастерские «Свой путь»
- М. Ступницкая (Москва) «Подходы к критериальному оцениванию образовательных достижений учащихся».
- Ю. Мукосеева (Москва) «Развивающие возможности ЕГЭ».
- Т. Булавина, Н. Захарова, Е. Камышанова (ЗАТО «Свободный») «Основные подходы, система работы, совместная деятельность ״Ученик – Учитель – Психолог – Родитель״ в рамках факультетов АКАДЕМИИ УСПЕХА».
- О. Лашина (Кизема) «Глаза в глаза: профилактика ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».
11.15. — Авторские мастерские «Свой путь»
- С. Панченко (Тихорецк) «Повышение психологической культуры учителя как основа гуманизации образовательного процесса».
- Т. Копытова (Салым) «Организация и проведение в школе Дня психологического здоровья педагогов».
- Е. Кац (Москва) «От внимания к слову – к раскрытию смысла текста».
- С. Шитухина (Северодвинск) «Опыт психолого-педагогической работы с родительскими ожиданиями в ДОУ».
- Е. Гращенкова (Москва) Художественный текст в работе психолога: развивающие возможности литературного чтения».
16.00. — Проектные семинары
- Е. Александрова (Саратов) «Психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальной траектории развития ребенка».
- Л. Мардер (Северодвинск) «Региональное профессиональное сообщество: преимущества, задачи развития, подводные камни».
- Н. Сакович (Минск, Республика Беларусь) «Игра-проект ״ШПС-навигация״, или Проект «Развитие ״Хочу и делаю״» у детей и взрослых».
- М. Чибисова (Москва) «Психологическая подготовка к экзамену: ресурсы школьного психолога (о ЕГЭ и не только)».
- О. Хухлаева (Москва) «Психолог на перемене: типологизация точечных воздействий психолога в отношении учащихся и педагогов».
- И. Лейбман (Москва) «״Моя карта״: создание карты деятельности педагога-психолога».
20.00. — Закрытие V Всероссийской Недели школьной психологии «Перекресток».
1 июля
до 12.00. — Отъезд участников