X Неделя — «Многоточие»
Программа X Всероссийской недели психологии образования «Многоточие»
26 июня
14.00 Регистрация участников.
15.00-17.30 Начало работы, знакомство участников.
21.00- 23.00 Торжественное открытие X Всероссийской недели психологии образования «Многоточие» .
27 июня: «Точка зрения»
9.00 – 9.30 Пролог дня
9.30 — 10.50 Монологи
- Слободчиков В.И. Антропологический статус современного психологического знания.
- Дорофеев Д.Ю. Творческая личность: механизмы спонтанного самообразования.
11.00 – 12.45 Мастер-классы
- Сакович Н.А. Точка опоры: работа с симптомом в песочной терапии.
- Поплавская К.А. Возможности метода «визуализации» в работе педагога-психолога.
- Телегина И.О. Тренерская коммуникация: что не видит группа, но должен видеть тренер.
- Александрова Е.А. Разновозрастная встреча-событие: подготовка, проведение, рефлексия.
- Гращенкова Е.Л. Точечный массаж души через чтение — для детей и взрослых.
- Ваккер Н.Н. Замещающая семья: ресурсный и культурологический подходы.
15.00 – 16.30 Дневная программа
- Чибисова М.Ю., Решетникова О.В. Как написать статью для журнала «Школьный психолог».
- Журин Ю.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
- Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И Точка!
- Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.
16.40 – 18.40 Мастер-классы
- Ильюкевич И.П. «Танец Линии Жизни»: танцедвигательная терапия.
- Кирюшина Е.А., МухаматулинаА.А. Настольные психологические игры для работы с эмоциями: «Семейка Гномс и другие».
- Шевченко С.И. «Точка зрения» — видео-метод в тренинге: техники и приемы использования.
- Тюттерин Д.К. , Николаева А.Ю. Работа с родителями в детском саду и школе.
- Чибисова М.Ю. Братья и сестры: консультирование родителей и педагогов по сиблинговым проблемам.
- Рязанова Д.В. Виртуальный мир: возможности и опасности. Профилактика Интернет- зависимости в программе «Жизненные навыки».
21.00-22.30. Творческий вечер Юбилейной Недели.
28 июня: «Разноточие»
9.00 – 9.30 Пролог дня
9.30 — 10.50 Монологи
- Александрова Е.А. Вариативность деятельности классного руководителя в детско-взрослом сообществе.
- Григорьев Д.В. Педагогический нигилизм в малоуспешной школе.
11.00 – 12.45 Мастер-классы
- Ильюкевич И.П. Профилактика СЭВ методами телесноориентированной терапии.
- Сакович Н.А. «Синдром Шахерезады», или прием «многоточия» в сказкотерапии.
- Чибисова М.Ю. Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения у детей: индивидуальная работа и рекомендации для взрослых.
- Бондаренко Н.А. Новые стандарты качества образовательной среды ДОУ — с чего начать?
- Журина Л.А. Учим говорить: коммуникативные тренинги для старшеклассников.
- Ваккер Н.Н. Агрессия. Мы и наши дети.
15.00 – 16.30 Дневная программа
- Журин Ю.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
- Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И точка!
- Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.
- Видео-лекция М.М.Безруких
16.40-18.40 Мастер-классы
- Шевченко С.И. И точка! Техники ухода от манипуляции, работы с возражениями и конфликтами.
- Лебедева Л.Д. Метод фотопроекции в психодиагностике и арт-терапии: от вопроса к многоточию…
- Шадура А.Ф. Точка разворота: как перестать бороться с собой и стать хозяином своей жизни.
- Вачков И.В. Использование притч в работе психолога.
- Котиленков Н.Н. Очень сложный ребенок: как помочь подростку с психопатическими проявлениями избежать асоциального пути развития.
- Изотова Ю.А., Кобыща Е.И. Личностно-ресурсное картирование как средство управления профессиональным развитием в ситуации неопределенности и многозадачности.
20.30-22.00 Дискуссии и клубные встречи:
- Шувалов А.В. Новые антропологические тенденции: от детей индиго к хикикомори.
- Склярова Т.В. Школьный учитель: мобильный вход и выход из профессии.
- Сартан М.Н. С низкого старта к вершинам. Какая школа может стать социальным лифтом для детей-сирот?
- Тюттерин Д.К., Николаева А. Как в школе делать все как положено и при этом что-то успевать делать?
- Кобыща Е.И. Сопровождение и Сопровождение. Движение к Норме или создание Нормы.
- Встреча с В.И.Слободчиковым.
29 июня: «Многоточие»
9.00 – 9.30 Пролог дня *
9.30–10.50 Монологи*
- Алехина С.В. Иллюзия инклюзии: готова ли школа учить всех?
- Битянова М.Р. Педагог – профессия несовершенного вида.
* Мероприятия проходят на базе Сочинского колледжа искусств – Курортный проспект, 32А
11.15 – 12.15 Проблемные лекции
- Батракова И.А. Духовные и прагматические аспекты современного образования.
- Дорофеев Д.Ю. Образ учителя и письменности в европейской культуре.
- Изотова Ю.А. Индивидуальные профессиональные программы и траектории педагогических работников: создание, реализация, оценка результативности.
- Кривцова С.В. Дошкольное детство с ракурса экзистенциального анализа.
- Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в школе.
- Шадура А.Ф. Заглядывая в «тихий омут»: как увидеть приближение бури и помочь подростку избежать нервного срыва.
- Шувалов А.В. Инварианты психологического человекознания.
14.30 – 15.50 Дневная программа
- ЖуринЮ.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
- Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И Точка!
- Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.
16.00 – 17. 30 Мастер-классы
- Филиппова Т.А. Естественный билингвизм и раннее изучение иностранного языка — общее и различия.
- Поплавская К.А. Окончание тренинга – финальная точка за 40 минут.
- Григорьев Д.В. Проектирование и запуск детско-взрослых образовательных производств гуманитарной направленности.
- Лебедева Л.Д. Арт-путешествие по дорогам актуальных переживаний.
- Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания педагога
- Меркулова Т.М., Теплицкая А.Г. Мониторинг УУД. Кто? Зачем и Как?
17.40 – 18.40 Психолого-педагогические мастерские
- Олейникова Е.В. Профориентация в школе: цель, средство или пространство для сотворчества?
- Тюттерин Д.К., Николаева А.Ю. Педагогическая реакция на конфликтные ситуации и агрессию.
- Иванова Т.В., Пикус И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено.
- Максимова Г.В. Зеркало профессионального опыта: профилактика профессиональной деформации в процессе педагогической деятельности.
- Демина Е.В., Абакирова Т.П. Как сопровождать современного интеллектуально одаренного школьника? Риски и задачи развития.
- Шилина А.Е.«Куклы» и «кукловоды»: помогаем друг другу снять симптомы хронической усталости.
20.30 – 22.00. Перфоманс:«Расставим точки над i»!
30 июня: «Двоеточие»
9.00 – 9.30 Пролог дня*
9.30–10.50 Монологи*
- Кривцова С.В. Групповые занятия по программе »Жизненные навыки»: научить детей и родителей жить экзистенциально.
- Вачков И.В. Преподавание психологии в школе: цели, смыслы, возможности.
11.10 – 12.15 Сочинский прайм-тайм *
- Неделько О.В. Формирование навыков вежливого общения у жителей города Сочи в период подготовки к Играм 2014.
- Гордина В.А. Метод позитивного воздействия на ребенка как профилактика эмоционального насилия.
* Мероприятия проходят на базе Сочинского колледжа искусств – Курортный проспект, 32А
15.00 — 16.30 Мастер-классы
- Рязанова Д.В. «Мое» или «не мое»? Работа с границами и профилактика детского воровства в программе «Жизненные навыки».
- Бондаренко Н.А. Как мотивировать ленивого ребенка?
- Котиленков Н.Н. Ребенок, которому трудно: что нужно знать о нейропсихологической регуляции обучения и поведения, чтобы действительно помочь
- Мухаматулина Е.А. Метафорические карты: банк идей.
- Филиппова Т.А. Плюсы и минусы раннего и сверхраннего обучения.
- Кобыща Е.И., Изотова Ю.А. Образовательное путешествие как средство обретения образовательной мобильности, культурной грамотности, индивидуальной истории.
16.40 – 18.40 Проектные мастерские:
- Сакович Н.А. Точка, точка, запятая…В поисках собственного лица: осознание профессиональной идентичности средствами арт-терапии.
- Алехина С.В. Проектирование инклюзивной школы.
- Резапкина Г.В. Урок как ресурс самоопределения школьников.
- Телегина И.О. Оценивание в тренинге: зачем и как?
- Журина Л.А. Создание тренинга: от идеи до сценария.
- Григорьев Д.В. Проектирование образовательных инноваций: уклады, которые нас определяют.
21.00- 23.00 Торжественное закрытие X Всероссийской Недели психологии образования «Многоточие».
Дополнение к программе Х Недели — авторские семинары 01-02.07.2014 г.
Семинар 1.
«Архетипический анализ личности в танцевально-двигательной терапии»
Ведущий: Ильюкевич Игорь Петрович (г.Минск, Республика Беларусь).
Психолог, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт. Научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, преподаватель телесноориентированной и танцедвигательной терапии Белорусской академии последипломного образования. Член правления Британского психологического клуба. Член международной ассоциации ранних психозов (Сидней, Австралия). Член Белорусской ассоциации психотерапевтов. Член Восточно-европейской ассоциации арт-терапии.
На семинаре участники познакомятся с основными теоретическими принципами и техниками танцедвигательной терапии (5 ритмов, Body — джаз), системами архетипического анализа личности (сказочные и юнгианские архетипы), славянские тотемные животные и пр. Будет представлена колода архетипических карт психотерапевта Стивена Фармера.
Для каждого архетипа подобрано специальное музыкальное сопровождение. В результате чего в процессе танца формируется кинестетический опыт проживания смысловых метапозиций для каждого из архетипов, а так же интеграция на уровне телесных паттернов и расширение карты эмоций индивида. Принципиальное отличие заключается в телесном (а не в когнитивном!) проживании актуализировавшихся архетипов. Это позволяет определить субъективный опыт переживания различных архетипических состояний, познакомиться с индивидуальной ролевой картой на телесном уровне, получить доступ к информации бессознательного, обходя психологические защиты, и, в конечном счете, сформировать ресурс личности, позволяющий более широко реагировать на экстернальные компоненты окружающей действительности.
Семинар 2.
«Я и Другой: технология построения отношений методом песочной терапии».
Ведущая: Сакович Наталья Александровна (г.Минск, Республика Беларусь).
Ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Государственного учреждения образования. «Академия последипломного образования». Психолог-консультант в «SOS-Детская деревня» (Беларусь). Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член Белорусской ассоциации врачей и психотерапевтов, Российской Ассоциации арт-терапии, Сообщества сказкотерапевтов.
Песочная терапия (sandplay) связана с применением песка и миниатюрных объектов для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый потенциал она имеет в отношении построения отношений между людьми. Это связано с возможностью совместной игры на песке, осознании своих потребностей и потребностей другого, а так же проектирования с помощью миниатюрных объектов направлений взаимодействия.
С помощью предложенных на семинаре игр с песком, человек, выстраивающий отношения с другим или коллективом, может решить для себя следующие задачи: отреагирование негативных чувств и состояний, осознание собственных потребностей, осознание потребностей другого (коллектива), нахождение точек «пересечения» и возможностей договориться, построение взаимодействия с выходом на конкретные шаги по построению отношений и многое другое.
Как использовать поднос с песком и миниатюры, если ваши клиенты это мама (папа) и ребенок; мужчина и женщина; подросток и его класс, и все они хотят выстроить отношения с этими другими? Что вы можете им предложить сделать в короткие сроки? Как организовать процесс подобных игр на песке?
Семинар-практикум позволит получить конкретные навыки работы с данной авторской технологией. Что мы будем делать:
- Познакомимся с методом песочной терапии, ориентированной на построение отношений.
- Познакомимся с авторским опытом построения отношений в различных парах и группах методом песочной терапии.
- Освоим основные игры на песке, позволяющие осознать потребности в другом и выстроить с ним отношения.
- Проработаем в парах возможные варианты построения общего пространства «Я и Другой».
- Получим новый жизненный опыт.
Семинар 3.
«Методы арт-терапии в работе с проблематикой конфликта».
Ведущая: Лебедева Людмила Дмитриевна (г.Москва)
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Института позитивных технологий и консалтинга (Москва), автор более 180 научных публикаций, в том числе психологических бестселлеров «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» и «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии». Лауреат национального конкурса «Золотая Психея» (2007); дипломант II степени в номинации «Лучшая книга для практического психолога» II Всероссийского конкурса психологических изданий Министерства образования и науки РФ и Федерации психологов образования России в 2007 году.
Цель программы – повышение профессиональной компетентности специалистов в работе с проблематикой конфликта методами арт-терапии.
Данный курс включает основы классической арт-терапии и авторские разработки для теоретического изучения и практического освоения способов психологической помощи клиенту в острых конфликтных ситуациях, переживающему внутрипсихические и межличностные конфликты.
Содержание программы:
- Введение в психологию конфликтаАрт-техники: «Представление о конфликте»: работа со стимульным материалом (ассоциативные карты, фотографии); рисунок представлений о конфликте в малых группах; «Коллаж (история одного конфликта)».
- Арт-терапевтический процесс как средство проявления и разрешения внутрипсихических конфликтов. Арт-техники: «История одной обиды» (техника с использованием пластилина), авторская арт-техника «Линии конфликта». Расширение репертуара моделей совладаюшего поведения личности.Приемы осознанной самокоррекции негативных эмоциональных переживаний, оптимизация собственных чувств, отношений, поведения. Общие принципы и границы методов арт-терапии в работе с проблематикой семейных (и социальных, рабочих) конфликтов.
- Диагностический потенциал арт-терапевтических техник в исследовании склонности личности к конфликтным отношениям и поведению. Авторская проективная методика: «Рисунок семьи в образах цветов» и ее модификации (близкое окружение — социум в образах цветов).
Особенности арт-терапевтической работы с актуальным и латентным; острым и вялотекущим конфликтами. Моделирование реального конфликта художественными средствами для исследования и осознания своих чувств, конфликтных действий, поведения, отношения к конфликту и его исходу. Арт-техника: «Танец» и ее модификации с использованием фольги. Работа в малых группах – терапевтические истории с элементами трансформации негативных образов в ресурсные; позитивное самообещание; приемы, связанные с принятием ответственности. Авторская арт-техника «Путешествие по лабиринту актуальных переживаний».
Информация для участников. Каждому участнику потребуются:
1. ножницы для бумаги
2. для арт-техники «Танец»: природный, поделочный и декоративно-оформительский материал (ленточки, цветные салфетки, мягкая цветная бумага, бумажные бантики; засушенные цветы, сахар-песок, крупнокристаллическая соль, бисер, блестки, пуговки и тому подобное, что найдется)
3. флакон (тюбик) канцелярского клея и клеящий карандаш.
Семинар 4.
Обучающий тренинг «Поведенческие методы коррекции психологических проблем»
Ведущий: Котиленков Николай Николаевич (г. Смоленск)
Врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Медицинский психолог, бихевиорист. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры медицинской, общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета. Директор «Центра классического психологического консультирования и экспертизы». Ведущий независимый судебный эксперт-психолог.
Цель тренинговой программы: повысить качество предоставляемой психологической информации сотрудников в общеобразовательных учреждениях.
Задачи тренинга:
1. Обучить сотрудников бихевиористской методологии диагностики, консультирования и реабилитации учащихся.
2. Повысить эффективность общения специалистов с учащимися.
3. Научить формам «релаксационного» поведения.
4. Закрепить в практике систематическое применение полученных новых навыков.
Первый день (1 июля 2014г.)
Блок №1
1. Обучение основным видам поведения. Определение своей «поведенческой карты».
2. Отработка основных методик уверенного поведения.
3. Практическое воплощение в консультационно-коррекционном процессе расширения поведенческого диапазона специалиста.
Блок №2
1. Особенности мышления и поведения неуверенных в себе педагогов.
2. Факторы, приводящие к успешной корректировке неуверенных в себе лиц.
3. Нивелирование агрессии и неуверенности у учащихся и сотрудников с помощью поведенческих методов коррекции.
Блок №3
1.Методология комплексной презентации себя и своего учебно-коррекционного заведения.
2. Отработка навыков избирательной презентации своих личностных качеств, умений, а также своего окружения.
3. Поведенческая диагностика психических процессов и состояний. Области применения диагностики в образовательно-коррекционном процессе в школе.
4. Бихевиоральная терапия основных «школьных проблем» учеников и учителей.
Второй день (2 июля 2014г.)
Блок №4
1. Понятие «трудный ученик» с точки зрения психолога-бихевиориста.
2. Формы поведенческой работы с навязчивостями, фобиями, депрессиями, тревогой.
3. Деликвентность и девиантность с точки зрения поведенческого психолога. Методы коррекции.
Блок №5
1. Поведенческие паттерны речи. Отработка речевой конгруэнтности.
2. Поведенческие критерии релаксационной речи педагога.
3. Формирование навыков диалоговой релаксации аудитории.
4. Подавление негативизма, возбуждения и тревожности аудитории релаксационным поведением.
Блок №6
1. Проработка форм внушения в индивидуальной и групповой работе. Целевые показания в их применении.
2. Эффективность суггестивного поведения – корреляты.
3. Суггестивные методы в работе с учащимися.