X Неделя — «Многоточие»

Программа X Всероссийской недели психологии образования «Многоточие»

        26 июня

14.00             Регистрация участников.

15.00-17.30  Начало работы, знакомство участников.

21.00- 23.00   Торжественное открытие X Всероссийской недели  психологии образования «Многоточие»           .

27 июня: «Точка зрения»

9.00 – 9.30 Пролог дня

9.30 — 10.50 Монологи

  1. Слободчиков В.И. Антропологический статус современного психологического знания.
  2. Дорофеев Д.Ю. Творческая личность: механизмы спонтанного самообразования.

11.00 – 12.45  Мастер-классы

  1. Сакович Н.А.  Точка опоры: работа с симптомом в песочной терапии.
  2. Поплавская К.А.  Возможности метода «визуализации» в работе педагога-психолога.
  3. Телегина И.О.  Тренерская коммуникация: что не видит группа, но должен видеть тренер.
  4. Александрова Е.А.  Разновозрастная встреча-событие: подготовка, проведение, рефлексия.
  5. Гращенкова Е.Л.  Точечный массаж души через чтение — для детей и взрослых.
  6. Ваккер Н.Н.  Замещающая семья: ресурсный и культурологический подходы.

15.00 – 16.30  Дневная программа

  1. Чибисова М.Ю., Решетникова О.В. Как написать статью для журнала «Школьный психолог».
  2. Журин Ю.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
  3. Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И  Точка!
  4. Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.

16.40 – 18.40 Мастер-классы

  1. Ильюкевич И.П. «Танец Линии Жизни»:  танцедвигательная терапия.
  2. Кирюшина Е.А.,  МухаматулинаА.А. Настольные психологические игры для работы с эмоциями: «Семейка Гномс и другие».
  3. Шевченко С.И. «Точка зрения» — видео-метод в тренинге: техники и приемы использования.
  4. Тюттерин Д.К. , Николаева А.Ю. Работа с родителями в детском саду и школе.
  5. Чибисова М.Ю. Братья и сестры: консультирование родителей и педагогов по сиблинговым проблемам.
  6. Рязанова Д.В. Виртуальный мир: возможности и опасности. Профилактика Интернет- зависимости в программе «Жизненные навыки».

21.00-22.30. Творческий вечер Юбилейной Недели.

 

28 июня: «Разноточие»

9.00 – 9.30 Пролог дня

9.30 — 10.50 Монологи

  1. Александрова Е.А. Вариативность деятельности классного руководителя в детско-взрослом сообществе.
  2. Григорьев Д.В. Педагогический нигилизм в малоуспешной школе.

11.00 – 12.45 Мастер-классы

  1. Ильюкевич И.П. Профилактика СЭВ методами телесноориентированной терапии.
  2. Сакович Н.А. «Синдром Шахерезады», или прием «многоточия» в сказкотерапии.
  3. Чибисова М.Ю. Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения у детей: индивидуальная работа и рекомендации для взрослых.
  4. Бондаренко Н.А. Новые стандарты качества образовательной среды ДОУ — с чего начать?
  5. Журина Л.А. Учим говорить: коммуникативные тренинги для старшеклассников.
  6. Ваккер Н.Н. Агрессия. Мы и наши дети.

15.00 – 16.30 Дневная программа

  1. Журин Ю.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
  2. Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И точка!
  3. Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.
  4. Видео-лекция М.М.Безруких

16.40-18.40 Мастер-классы

  1. Шевченко С.И. И точка! Техники ухода от манипуляции, работы с возражениями и конфликтами.
  2. Лебедева Л.Д. Метод фотопроекции в психодиагностике и арт-терапии: от вопроса к многоточию…
  3. Шадура А.Ф. Точка разворота: как перестать бороться с собой и стать хозяином своей жизни.
  4. Вачков И.В. Использование притч в работе психолога.
  5. Котиленков Н.Н. Очень сложный ребенок: как помочь подростку с психопатическими проявлениями избежать асоциального пути развития.
  6. Изотова Ю.А., Кобыща Е.И. Личностно-ресурсное картирование как средство управления профессиональным развитием в ситуации неопределенности и многозадачности.

20.30-22.00 Дискуссии и клубные встречи:

  1. Шувалов А.В. Новые антропологические тенденции: от детей индиго к хикикомори.
  2. Склярова Т.В. Школьный учитель: мобильный вход и выход из профессии.
  3. Сартан М.Н. С низкого старта к вершинам. Какая школа может стать социальным лифтом для детей-сирот?
  4. Тюттерин Д.К., Николаева А. Как в школе делать все как положено и при этом что-то успевать делать?
  5. Кобыща Е.И. Сопровождение и Сопровождение. Движение к Норме или создание Нормы.
  6. Встреча с В.И.Слободчиковым.

 

29 июня: «Многоточие»

9.00 – 9.30 Пролог дня *

9.30–10.50 Монологи*

  1. Алехина С.В. Иллюзия инклюзии: готова ли школа учить всех?
  2. Битянова М.Р. Педагог – профессия несовершенного вида.

*  Мероприятия проходят на базе Сочинского колледжа искусств – Курортный проспект, 32А

11.15 – 12.15 Проблемные лекции

  1. Батракова И.А. Духовные и прагматические аспекты современного образования.
  2. Дорофеев Д.Ю. Образ учителя и письменности в европейской культуре.
  3. Изотова Ю.А. Индивидуальные профессиональные программы и траектории педагогических работников: создание, реализация, оценка результативности.
  4. Кривцова С.В. Дошкольное детство с ракурса экзистенциального анализа.
  5. Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в школе.
  6. Шадура А.Ф. Заглядывая в «тихий омут»: как увидеть приближение бури и помочь подростку избежать нервного срыва.
  7. Шувалов А.В. Инварианты психологического  человекознания.

14.30 – 15.50 Дневная программа

  1. ЖуринЮ.Н. Плейбек-театр как технология в образовании.
  2. Вихрова Е.Е. Праздник каждый день. И  Точка!
  3. Орлова М.А., Поплавская К.А. Игра на каждый день.

16.00 – 17. 30 Мастер-классы

  1. Филиппова Т.А. Естественный билингвизм и раннее изучение иностранного языка — общее и различия.
  2. Поплавская К.А. Окончание тренинга – финальная точка за 40 минут.
  3. Григорьев Д.В. Проектирование и запуск детско-взрослых образовательных производств гуманитарной направленности.
  4. Лебедева Л.Д.  Арт-путешествие по дорогам актуальных переживаний.
  5. Резапкина Г.В.  Развитие профессионального самосознания педагога
  6. Меркулова Т.М., Теплицкая А.Г. Мониторинг  УУД. Кто? Зачем и Как?

17.40 – 18.40 Психолого-педагогические мастерские

  1. Олейникова Е.В. Профориентация в школе: цель, средство или пространство для сотворчества?
  2. Тюттерин Д.К., Николаева А.Ю. Педагогическая реакция на конфликтные ситуации и агрессию.
  3. Иванова Т.В., Пикус И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено.
  4. Максимова Г.В. Зеркало профессионального опыта: профилактика профессиональной деформации в процессе педагогической деятельности.
  5. Демина Е.В., Абакирова Т.П. Как сопровождать современного интеллектуально одаренного школьника? Риски и задачи развития.
  6. Шилина А.Е.«Куклы» и «кукловоды»: помогаем друг другу снять симптомы хронической усталости.

20.30 – 22.00.  Перфоманс:«Расставим точки над i»!

 

30 июня: «Двоеточие»

9.00 – 9.30 Пролог дня*

9.30–10.50 Монологи*

  1. Кривцова С.В. Групповые занятия по программе  »Жизненные навыки»: научить детей и родителей жить экзистенциально.
  2. Вачков И.В. Преподавание психологии в школе: цели, смыслы, возможности.

11.10 – 12.15 Сочинский прайм-тайм * 

  1. Неделько О.В. Формирование навыков вежливого общения у жителей города Сочи в период подготовки к Играм 2014.
  2. Гордина В.А. Метод позитивного воздействия на ребенка как профилактика эмоционального насилия.

*  Мероприятия проходят на базе Сочинского колледжа искусств – Курортный проспект, 32А

15.00 — 16.30  Мастер-классы

  1. Рязанова Д.В. «Мое» или «не мое»? Работа с границами и профилактика детского воровства в программе «Жизненные навыки».
  2. Бондаренко Н.А. Как мотивировать ленивого ребенка?
  3. Котиленков Н.Н. Ребенок, которому трудно: что нужно знать о нейропсихологической регуляции обучения и поведения, чтобы действительно помочь
  4. Мухаматулина Е.А. Метафорические карты: банк идей.
  5. Филиппова Т.А. Плюсы и минусы раннего и сверхраннего обучения.
  6. Кобыща Е.И., Изотова Ю.А. Образовательное путешествие как средство обретения образовательной мобильности, культурной грамотности, индивидуальной истории.

16.40 – 18.40 Проектные мастерские:

  1. Сакович Н.А. Точка, точка, запятая…В поисках собственного лица: осознание профессиональной идентичности средствами арт-терапии.
  2. Алехина С.В. Проектирование  инклюзивной школы.
  3. Резапкина Г.В. Урок как ресурс самоопределения школьников.
  4. Телегина И.О. Оценивание в тренинге: зачем и как?
  5. Журина Л.А. Создание тренинга: от идеи до сценария.
  6. Григорьев Д.В. Проектирование образовательных инноваций: уклады, которые нас определяют.

21.00- 23.00 Торжественное закрытие  X Всероссийской Недели психологии образования «Многоточие».

 

Дополнение к программе Х Недели — авторские семинары 01-02.07.2014 г.

 

Семинар 1.

«Архетипический анализ личности в танцевально-двигательной терапии»   

Ведущий: Ильюкевич Игорь Петрович (г.Минск, Республика Беларусь).

Психолог, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт. Научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, преподаватель телесноориентированной и танцедвигательной терапии Белорусской академии последипломного образования. Член правления Британского психологического клуба. Член международной ассоциации ранних психозов (Сидней, Австралия). Член Белорусской ассоциации психотерапевтов. Член Восточно-европейской ассоциации арт-терапии.    

На семинаре участники познакомятся с основными теоретическими принципами и техниками танцедвигательной терапии (5 ритмов, Body — джаз), системами архетипического анализа личности (сказочные и юнгианские архетипы), славянские тотемные животные и пр. Будет представлена колода архетипических карт психотерапевта Стивена Фармера.

Для каждого архетипа подобрано специальное музыкальное сопровождение. В результате чего в процессе танца формируется кинестетический опыт проживания смысловых метапозиций для каждого из архетипов, а так же интеграция на уровне телесных паттернов и расширение карты эмоций индивида. Принципиальное отличие заключается в телесном (а не в когнитивном!) проживании актуализировавшихся архетипов. Это позволяет определить субъективный опыт переживания различных архетипических  состояний, познакомиться с индивидуальной ролевой картой на телесном уровне, получить доступ к информации бессознательного, обходя психологические защиты, и, в конечном счете, сформировать ресурс личности, позволяющий более широко реагировать на экстернальные компоненты окружающей действительности.

Семинар 2.

«Я и Другой:  технология построения отношений методом песочной терапии».

Ведущая: Сакович Наталья Александровна (г.Минск, Республика Беларусь).      

Ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Государственного учреждения образования. «Академия последипломного образования». Психолог-консультант в «SOS-Детская деревня» (Беларусь). Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член Белорусской ассоциации врачей и психотерапевтов, Российской Ассоциации арт-терапии, Сообщества сказкотерапевтов.

Песочная терапия (sandplay) связана с применением песка и миниатюрных объектов для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый потенциал она имеет в отношении построения отношений между людьми. Это связано с возможностью совместной игры на песке, осознании своих потребностей и потребностей другого, а так же проектирования с помощью миниатюрных объектов направлений взаимодействия.

С помощью предложенных на семинаре игр с песком,  человек, выстраивающий отношения с другим или коллективом, может решить для себя следующие задачи: отреагирование негативных чувств и состояний,  осознание собственных потребностей,  осознание потребностей другого (коллектива), нахождение точек «пересечения» и возможностей договориться, построение взаимодействия с выходом на конкретные шаги по построению отношений и многое другое.

Как использовать поднос с песком и миниатюры, если ваши клиенты это мама (папа) и ребенок; мужчина и женщина; подросток и его класс,  и все они хотят выстроить отношения с этими другими? Что вы можете им предложить сделать в короткие сроки? Как организовать процесс подобных игр на песке?

Семинар-практикум позволит получить конкретные навыки работы с данной авторской технологией. Что мы будем делать:

  • Познакомимся с методом песочной терапии, ориентированной на построение отношений.
  • Познакомимся с авторским опытом построения отношений в различных парах и группах методом песочной терапии.
  • Освоим основные игры на песке, позволяющие осознать потребности в другом и выстроить с ним отношения.
  • Проработаем в парах возможные варианты построения общего пространства «Я и Другой».
  • Получим новый жизненный опыт.

 

Семинар 3.

«Методы арт-терапии в работе с проблематикой конфликта».

Ведущая: Лебедева Людмила Дмитриевна  (г.Москва)

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Института позитивных технологий и консалтинга (Москва),  автор более 180 научных публикаций, в том числе психологических бестселлеров «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» и «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии». Лауреат национального конкурса «Золотая Психея» (2007); дипломант II степени в номинации «Лучшая книга для практического психолога» II Всероссийского конкурса психологических изданий Министерства образования и науки РФ и Федерации психологов образования России в 2007 году.

Цель программы – повышение профессиональной компетентности специалистов в работе с проблематикой конфликта методами арт-терапии.

Данный курс включает основы классической арт-терапии и авторские разработки для теоретического изучения и практического освоения способов психологической помощи клиенту в острых конфликтных ситуациях, переживающему внутрипсихические и межличностные конфликты.

Содержание программы:

  1. Введение в психологию конфликтаАрт-техники: «Представление о конфликте»: работа со стимульным материалом (ассоциативные карты, фотографии); рисунок представлений о конфликте в малых группах; «Коллаж (история одного конфликта)».
  2. Арт-терапевтический процесс как средство проявления и разрешения внутрипсихических конфликтов. Арт-техники: «История одной обиды» (техника с использованием пластилина), авторская арт-техника «Линии конфликта».  Расширение репертуара моделей совладаюшего поведения личности.Приемы осознанной самокоррекции негативных эмоциональных переживаний, оптимизация собственных чувств, отношений, поведения. Общие принципы и границы методов арт-терапии в работе с проблематикой семейных (и социальных, рабочих) конфликтов.
  3. Диагностический потенциал арт-терапевтических техник в исследовании склонности личности к конфликтным отношениям и поведению.  Авторская проективная методика: «Рисунок семьи в образах цветов» и ее модификации (близкое окружение — социум в образах цветов).

Особенности арт-терапевтической работы с актуальным и латентным; острым и вялотекущим конфликтами. Моделирование реального конфликта художественными средствами для исследования и осознания своих чувств, конфликтных действий, поведения, отношения к конфликту и его исходу. Арт-техника: «Танец» и ее модификации с использованием фольги. Работа в малых группах – терапевтические истории с элементами трансформации негативных образов в ресурсные; позитивное самообещание; приемы, связанные с принятием ответственности. Авторская арт-техника «Путешествие по лабиринту актуальных переживаний».

Информация для участников. Каждому участнику потребуются:
1. ножницы для бумаги
2. для арт-техники «Танец»: природный, поделочный и декоративно-оформительский материал (ленточки, цветные салфетки, мягкая цветная бумага, бумажные бантики; засушенные цветы, сахар-песок, крупнокристаллическая соль, бисер, блестки, пуговки и тому подобное, что найдется)
3. флакон (тюбик) канцелярского клея и клеящий карандаш.

Семинар 4.

Обучающий тренинг  «Поведенческие методы коррекции психологических проблем»

Ведущий: Котиленков Николай Николаевич (г. Смоленск)

Врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Медицинский психолог, бихевиорист. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры медицинской, общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета. Директор «Центра классического психологического консультирования и экспертизы». Ведущий независимый судебный эксперт-психолог.

Цель тренинговой программы: повысить качество предоставляемой психологической информации сотрудников в общеобразовательных учреждениях.

Задачи тренинга:

1. Обучить сотрудников бихевиористской  методологии диагностики, консультирования и реабилитации учащихся.

2. Повысить эффективность общения специалистов с учащимися.

3. Научить формам «релаксационного» поведения.

4. Закрепить в практике систематическое применение полученных новых навыков.

 Первый день (1 июля 2014г.)

Блок №1

1. Обучение основным видам поведения. Определение своей «поведенческой карты».

2. Отработка  основных методик уверенного поведения.

3. Практическое воплощение в консультационно-коррекционном процессе расширения поведенческого диапазона специалиста.

Блок  №2

1. Особенности мышления и поведения неуверенных в себе педагогов.

2. Факторы, приводящие к успешной корректировке неуверенных в себе лиц.

3. Нивелирование агрессии и неуверенности у учащихся и сотрудников с помощью поведенческих методов коррекции.

 Блок №3

1.Методология комплексной презентации себя и своего учебно-коррекционного заведения.

2. Отработка навыков избирательной презентации своих личностных качеств, умений, а также своего окружения.

3. Поведенческая диагностика психических процессов и состояний. Области применения диагностики в образовательно-коррекционном процессе в школе.

4. Бихевиоральная терапия  основных «школьных проблем» учеников и учителей.

 Второй день (2 июля 2014г.)

Блок  №4

1. Понятие «трудный ученик» с точки зрения психолога-бихевиориста.

2. Формы поведенческой работы с навязчивостями, фобиями, депрессиями, тревогой.

3. Деликвентность и девиантность с точки зрения поведенческого психолога. Методы коррекции.

Блок №5

1. Поведенческие паттерны речи. Отработка речевой конгруэнтности.

2. Поведенческие критерии релаксационной речи педагога.

3. Формирование навыков диалоговой релаксации аудитории.

4. Подавление негативизма, возбуждения и тревожности аудитории релаксационным поведением.

Блок №6

1. Проработка форм внушения в индивидуальной и групповой работе. Целевые показания в их применении.

2. Эффективность суггестивного поведения – корреляты.

3. Суггестивные методы в работе с учащимися.